ИНТЕРВЬЮ В СЕВАСТОПОЛЕ С ИГОРЕМ АЗАРОВЫМ

 
 
 22 / 11 / 17
 
 22 / 11 / 17
 
 22 / 11 / 17
 
 22 / 11 / 17
 
 22 / 11 / 17
 
 22 / 11 / 17
 
 22 / 11 / 17
 
 22 / 11 / 17
 
 22 / 11 / 17
 
 22 / 11 / 17
 
 17 / 10 / 17
 

Виртуоз «театрального дела» (Ирина Константинова)

 

Наш собеседник — директор Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского Ирина Константинова

Смотрим на часы со стороны циферблата — бегут стрелки. Мы редко думаем о том, что их приводит в движение, нас это особо не интересует. Но на часы можно взглянуть и со стороны механизма, увидеть сложную систему вращающихся колесиков и винтиков... Вот и на театр мы взглянем сегодня не из зрительного зала, а из кабинета его директора. Именно там весь сложный механизм храма Мельпомены получает «завод».

— Ирина Николаевна, в Киевском государственном театральном институте им. И.К. Карпенко-Карого Вы получили диплом по специальности «Организация и управление театральным делом». Расскажите, как практически осуществляются эти самые организация и управление, и что это — «театральное дело»?

— У нас «театральное дело» начинается от подвала театра и заканчивается на «седьмом небе», так мы называем наш чердак. И все это нужно содержать в порядке, разложить, как говорится, по полочкам, организовать. Правильная организация театрального дела — непростая задача, творческая. Но часто говорю себе: остановись, как раз творчества поменьше, для этого есть главный режиссер.

Я ведь сама хотела быть театральным режиссером, и первое образование получила в Днепропетровском театральном училище. Со временем поняла, что режиссура — мужская профессия. Впрочем, директор театра — профессия мужская-премужская. Четкий расчет, план, строгая организация. И только от них зависит успех творческого труда.

— Как я понял, все заботы о здании, а оно прекрасно, о ремонтах, мебели, технике, кадрах, вся организация работы — это епархия директора? Как справляетесь?

— У нас небольшой, по столичным меркам, коллектив — 190 человек, от уборщицы до директора и главного режиссера. Это в то же время немало, и за каждым — судьба, семья, профессия, опыт или его отсутствие, мечты и планы. Директор должен знать всё и всех, учитывать все обстоятельства. Необъятное объять нельзя. Мне повезло на хороших, надежных помощников. Сколько было сложностей с вхождением в правовое поле России — мы со всем справились. Так что у меня очень хорошие сотрудники, допустим, те же руководители наших цехов...

— О механизме реализации творческих идей. Задумал, скажем, режиссер спектакль. И сразу Вам говорит: Ирина Николаевна, мне нужны декорации, костюмы, бутафория, свет, музыка — как вообще это все происходит?

— Вы знаете, когда режиссер планирует ставить спектакль, первым вопросом воплощения его идеи будет такой: сколько денег для этого нужно? Можно, безусловно, сделать спектакль, как в театре говорят, «на подборе»: на том, что где-то уже использовалось, в других постановках, поискать все на нашем «седьмом небе»... Но в нынешнее сложное время, когда зритель идет в театр за особой атмосферой, за красотой, «на подборе» хорошего спектакля никогда не поставить.

Когда человек приходит в театр, у него из груди должно вырваться: «Ах!» Но когда открывается занавес — тройной «Ах!» На запасах с «седьмого неба» атмосферы красоты и чуда мы зрителю не создадим. А мы своего зрителя уважаем и любим.

Естественно, мы должны понимать, сколько стоит задуманный спектакль. И главное: мы сразу думаем: а пойдет ли на эту постановку севастопольский зритель? У режиссера могут быть совершенно разные цели и замыслы, что-то может быть сделано для удовлетворения личных амбиций, творческих или иных. Возможно, такой спектакль пошел бы в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, а Севастополь его не примет. Вся моя жизнь связана с Севастополем, и я понимаю, чего хочет и чем дышит наш зритель. И если зритель на спектакль не пойдет, это будет мертворожденное дитя...

Ну, допустим, поняли, что спектакль зрителям нужен — именно в это время, именно в нашем городе.

Деньги! Включаю не только трепетную душу, но и холодный расчет рачительного хозяина. Будем ли кого-то приглашать со стороны, обойдемся ли собственными силами? Художники, мастера по сценографии, по костюмам — это гонорары, подчас, солидные. Все необходимо учесть заранее.

И вот, определившись с этим, собираем большой совет, человек двадцать. Режиссер излагает задумку, художник по костюмам показывает эскизы, сценограф — макеты. А в итоге слово берет, конечно, главный бухгалтер — и снова начинаем считать деньги.

— Которых не хватает?

— Спасибо Правительству Севастополя хочу сказать, спасибо хочу сказать Законодательному собранию, которые нас ценят, нам помогают. Хватает нам денег. Есть категория руководителей с вечной песней: «Денег нет». В их ряды я не встану. Кроме того, мы стараемся зарабатывать и сами.

— Это удается?

— Да, но пока не в такой мере, как хотелось бы. Поэтому самое главное — чтобы зритель шел на наши спектакли. Пустых залов мы себе позволить не можем.

— А на какие спектакли севастопольский зритель точно не пойдет?

— В Севастополе не станут смотреть жесткие спектакли. Такие, как раньше говорили, «чернуха и порнуха», с матом со сцены, с пошлятиной. Никогда академический театр не опустится до такого, и зритель севастопольский этого смотреть не станет. Где угодно — не у нас.

Мы ведь воспитываем не только подрастающее поколение, мы воспитываем и самих себя, вне зависимости от опыта и возраста. Нравственно расти мы можем только на произведениях великих классиков. И наш главный режиссер, Григорий Алексеевич Лифанов, очень бережно относится к классике, знает и понимает ее. И ставить что-то с ног на голову и сам не будет, и другим не даст.

— Ваши планы уже озвучены в СМИ. Все очень серьезно, какие имена: Жан Ануй, Иван Сергеевич Тургенев, Михаил Афанасьевич Булгаков! Свой «академический» статус луначарцы несут высоко.

— Нам не дадут расслабляться наши зрители. Всегда ориентируемся на зрителей. Все, кто бы ни приезжал к нам на гастроли, говорят так:» У вас очень тонко чувствующий зритель».

Наши режиссеры и актеры всегда были в ряду лучших. Это уже такая севастопольская театральная традиция, школа: все-таки открыли 107-й сезон!

... Михаил Булгаков — «Мастер и Маргарита» — я сопротивлялась, как могла, три года: сложнейшая вещь, достигнем ли нужного уровня, пойдет ли на спектакль наш искушенный зритель? Главный режиссер три года меня уговаривал. И я сдалась. Надеемся на серьезный успех. Тургенев, «Дворянское гнездо», — к юбилею Ивана Сергеевича. Жан Ануй, спектакль «Фред, Фредди и Фредерик», ставит Владимир Петров, корифей театральной режиссуры.

— А «легкий жанр»?

— «Летучая мышь» к Новому году. Наши актеры прекрасно поют! Музыкальный руководитель театра, Екатерина Николаевна Троценко, у нас творит чудеса, спектакль получился, он будет очень красивым, праздничным, будет радовать.

Мы возобновили добрую традицию: 31 декабря, в 17:00, приглашаем зрителей в театр. Чтобы люди отвлеклись от массового производства оливье и прикоснулись к празднику, к прекрасному. Пусть это будет Иоганн Штраус, «Летучая мышь»!

— Тут в соцсетях обсуждали недавно новость о том, что Горьковский театр в Симферополе поднимает цены на билеты. А как с этим в Луначарском?

— В Симферополе долго держали планку умеренных цен, у нас всегда билеты в театр стоили дороже. Но театральный билет не должен быть ни дорогим, ни дешевым. В конце концов, в театр ходят не каждый день, а чашка кофе — для сравнения — в приличном кафе вам недешево обойдется. Средняя цена билета у нас 300 рублей. Партер самый дорогой — 600, балконы, амфитеатр дешевле, самый дешевый билет — 150 рублей. Детские билеты у нас недорогие. Конечно, стараемся заработать, хотя бы для того, чтобы премировать наших сотрудников. Народ в театре, поверьте, не избалован.

— Тут назывались весьма длительные сроки, которые займет реконструкция театра — до шести лет. Неужели это правда?

— Я работала в театре в восьмидесятых, потом уходила, а когда вернулась в 2015 году, обнаружила, что ничего не изменилось: как были подъемники на сцене, колосники, осветительная аппаратура, пульт помрежа — так оно все в первозданном виде и осталось. Все театры продвинулись далеко, а мы топчемся на месте. Обидно было слышать, как приезжие коллеги говорили, что наш свет готовы забрать к себе в музей. Необходимо было срочно технически перевооружаться, но на какие средства?

На встрече с Владимиром Владимировичем Путиным наш главный режиссер этот вопрос поднял. Президент нас поддержал и сказал, что в таком городе должен быть великолепный театр — на уровне Александринки. Глава государства обозначил четкие сроки: год на проектно-сметную документацию и два года на реконструкцию. Поэтому мы 2018 год будем заниматься проектами, уже ими занимаемся вплотную, а 2019-2020 год будем реконструироваться. И никак не дольше, чем обозначил сроки Президент России.

Мы не можем позволить себе кочевать по гастролям более двух лет, иначе растеряем людей, растеряем труппу. А театральный коллектив заново собрать — задача неподъемная. Два года мы выдержим.

Наш театр начали строить в 1954 году и уже в 1957 году он был открыт. Неужели ремонт может быть дольше строительства? При этом свой всем привычный внешний вид здание сохранит — мы памятник культурного наследия.

— Вот уж отпразднуете в 2020 «новоселье»!

— На днях говорили с народным артистом Анатолием Подлесным, который сейчас на пенсии, но театр не забывает. В августе 1957 года он вышел на сцену только что построенного театра в «Оптимистической трагедии» Всеволода Вишневского. Взяла с Анатолия Игнатьевича обязательство: в 2020 году он должен открыть обновленный театр.

— Готовясь к нашей встрече и беседе, узнал, что Вы — бессменный директор фестиваля «Война и мир». Что это за фестиваль?

— В начале двухтысячных идею фестиваля высказал замечательный режиссер Роман Михайлович Мархолиа. И мы с ним вдвоем организовали фестиваль «Балаклавская одиссея». Проходил фестиваль в Балаклаве, в штольнях, и, как говорят, «наделал шуму» — задумка была грандиозная. Этого нам стало мало, мы провели международный кинофестиваль, к нам приезжали Василий Аксенов и Богдан Ступка, а уж потом родилась идея «Войны и мира». Для фестиваля военных оркестров, который проходит в Севастополе, сложно было найти название более яркое. Мы открыли Михайловскую береговую батарею, где была разруха и сырые казематы, мы пригласили в Севастополь, тогда еще украинский, военные оркестры из России, Германии, Франции, Турции и даже из Алжира. Мы привезли в город оперу. У нас сама Алла Демидова читала стихи под оркестр... Сейчас, оглядываясь назад, думаю: как мы все это подняли вдвоем?

Фестивали живут на идеях и энтузиазме. С идеями все хорошо, а энтузиазм — дело сложное. Мархолиа сейчас ставит прекрасные спектакли по всему миру, я готовлю к грандиозной реконструкции грандиозный театр...

— И в заключение: о мечте, о самом заветном...

— Мне хочется, я мечтаю об этом, чтобы у нас стояли очереди за театральными билетами, как было в «петровские времена», когда театром имени Луначарского руководил Владимир Сергеевич Петров. От гостиницы «Севастополь» тогда стояли очереди в наши кассы. Вот такая моя мечта: очереди и поиск «лишнего билетика» — и не какой-то отдельный спектакль, а на все спектакли нашего театра!

В рамках проекта «Интервью в Севастополе»
литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова.

 
  << назад

При использовании материалов сайта, ссылка на «Информационный канал Севастополя» обязательна


..........................................................................................................................................
ещё >>
 22 / 11 / 17 20:09 
 22 / 11 / 17 18:43 
 22 / 11 / 17 18:31 
 22 / 11 / 17 15:49 
 22 / 11 / 17 14:54 
 22 / 11 / 17 12:21 
 
Яндекс.Погода
 
 
 

© 2015-2016 г. Информационный канал Севастополя
Россия, г.Севастополь, ул. 4-я Бастионная, 1

При использовании материалов с сайта www.ikstv.ru обратная ссылка обязательна.

Отдел новостей;
+7 (8692) 54-51-12
+7 (8692) 54-36-30
e-mail: news@ikstv.ru
Студия прямого эфира;
+7 (8692) 54-62-72
+7 (8692) 55-41-22
Отдел рекламы;
+7 (978) 023-32-00
+7 (8692) 54-63-77
e-mail: reclama@ikstv.ru
Яндекс.Метрика 200stran.ru: показано число посетителей за сегодня, онлайн, из каждой страны и за всё время Рейтинг@Mail.ru
up