«Главное — не дать себе забронзоветь!» (Антон Тицкий)

Наш собеседник — глава Ленинского района Севастополя Антон Тицкий.

Официально уж больно сложно звучит его титул: глава внутригородского муниципального образования, исполняющий полномочия председателя Совета. Проще говоря, Антон Тицкий отвечает за центр города — Ленинский район. На столе у него книга — Чехов, «Смерть чиновника» в недорогом издании, подарок партийного руководства. «Отличное пособие для госслужащих, — смеется Антон Робертович. — Вообще для руководителя главное — не дать себе забронзоветь! Забронзовел, поймал корону — погиб, сначала как работник, потом вообще, как человек».

Тицкому только 27 лет. Он стремительно учится, он постоянно в движении, он мобилен, доступен, общителен. И читает нужные книжки. «Бронза» и старость нескоро догонят его.

— Антон, проще всего было бы назвать Вас удачливым молодым карьеристом. Если бы не одно обстоятельство: карьерист никогда не пойдет на должность, требующую такой ответственности и самоотдачи. Но все-таки, согласитесь, для Вашего возраста — серьезный взлет. Так?

— Это если не учитывать тот факт, что у меня не такой уж маленький «политический стаж». В 2004 году, мне было четырнадцать лет, я пришел в Российскую общину Севастополя к Раисе Федоровне Телятниковой. И десять лет отстаивал то, что сейчас называют «русской идеей»: и возглавляя «Русское молодежное движение», и отделение партии «Русское Единство» в Севастополе.

— Вы еще были в партии «Родина»?

— Это был этап романтический. «Родину» никак нельзя назвать антагонистом партии «Единая Россия», она такой несколько более радикальный вариант, «патриотический спецназ», а спецназа много не бывает. (Смеется)

Сейчас я далек от «революционной романтики» — приходится ежедневно решать практические задачи и быть последовательным реалистом. Главная моя задача — решение проблем жителей Ленинского района. И общих, и персональных. Муниципальная администрация — тот орган, который должен максимально реализовать возможности, которые нам предоставляет губернатор, которые определяет правительство города, для преодоления проблем нашего конкретного Ленинского района. Мы являемся посредниками, если хотите, неким нервом, между горожанами и властями города. Это дело ответственное.

Если говорить о политической составляющей моей работы… Во-первых, все-таки не было никакого такого «взлета». Просто я очень благодарен избирателям и партии «Единая Россия», которые меня выдвинули и поддержали. Во-вторых, у нас в Совете 15 человек, причем трое представляют КПРФ и двое — ЛДПР. Но и здесь политики, честно скажу, не много. Пока речь не идет о выборах, мы все работаем как единая команда.

Представьте, что в числе наших муниципальных депутатов Василий Михайлович Пархоменко, лидер севастопольских коммунистов, человек с колоссальным политическим и жизненным опытом, и другой политический зубр, Сергей Александрович Живодуев, представляющий либерал-демократов. Чисто по-человечески многому учусь у них. Все депутаты работают активно и в сфере законодательства, и в сфере бюджета, так что могу смело сказать: наш совет — дружная команда любителей Ленинского района.

Вот и вся наша политика.

— Ну хорошо, все это выглядит идиллически. Но признайтесь, что находиться между молотом и наковальней — между правительством города и рядовыми севастопольцами — далеко не всегда просто.

— В целом ситуация благоприятна, каких-то «гордиевых узлов» и «авгиевых конюшен» у нас в работе нет. Нет фактора противостояния, тем более борьбы.

Конечно, не все вопросы, которые жители района требуют немедленно решить, входят в нашу компетенцию или находят полное понимание у более высокого руководства, у руководителей общегородских структур — нюансов тут хватает. Но по большому счету, в значительном большинстве случаев в Севастополе инициативы идут не снизу, а сверху, сейчас инициативы властей опережают предложения горожан.

Невооруженным глазом видно, какой мощный импульс развития получил город в уходящем году. Все знают, сколько для этого усилий приложил губернатор Дмитрий Владимирович Овсянников, сколько его личных инициатив поддержано главой государства.

Сказать, что в городе ничего не меняется к лучшему, может либо слепец, либо наглец, либо совсем оторванный от жизни затворник. Ряд программ рассчитан на длительный срок, где-то просто надо набраться терпения. Но на месте ничего не стоит.

Конечно, есть масса временных сложностей. К примеру, часто жаловались на те неудобства, которые сопровождают любой большой ремонт, жители проспекта Генерала Острякова. В конце ноября — начале декабря объект будет принят, люди увидят итог: дорожное покрытие заменено, приведены в должный вид тротуары. А в будущем году мы работу на Острякова продолжим, прежде всего, надо все тротуары довести до ума и проложить дорожки там, где они сегодня просто протоптаны (Смеется).

Так что ситуации давления сверху и сопротивления снизу нет. Идет слаженная работа. Кстати, всю информацию о происходящем в районе я получаю именно от жителей, объезды района такой полноты картины не дают. Без доверия и поддержки избирателей работать было бы невозможно.

— Мы плавно переходим к важному вопросу: что удалось сделать в уходящем году?

— Кстати, готовлю отчет, если хотите, и вам пришлю: выходит 72 страницы.

Если же говорить кратко, о фантастических успехах рапортовать не стану, но сделано многое.

Главное: мы смогли освоить госзакупки, законтрактовано свыше 93% из денег, выделенных на осуществление наших полномочий. У нас высокий процент освоения, и мы получим результат в виде двух отремонтированных внутриквартальных дорог и строительства контейнерных площадок. Мы выработали достаточно эффективный механизм по уборке свалок — это было новым делом для нас.

Все это, конечно, глубоко прозаические вещи, которые не потрясают воображение. Но в предыдущую каденцию таких возможностей у местных администраций не было. Основной задачей местных администраций было не наведение порядка, а проведение разного рода районных праздников, и основные расходы шли, как у нас шутят, на «культуру-физкультуру», а район утопал в мусоре. При том, что большая часть бюджета уходила на собственное обеспечение собственно местной администрации.

Сейчас мы работаем по всем нормам федерального законодательства, чего не было у наших предшественников и чему пришлось серьезно учиться, — все делается по 44-му ФЗ. То есть, проводим аукционы на тендерных площадках. В следующем году, в случае увеличения бюджета администрации за счет передачи нам ряда полномочий, у нас не будет никаких проблем с освоением средств. Механизмы отработаны, уже не принципиально, на какую сумму проводить торги. Главное, что мы этому научились. И располагая небольшим бюджетом, тщательно отработали все механизмы.

Далее. Есть большой плюс в том, что муниципалитеты начали выходить с законодательными инициативами в Заксобрание Севастополя. Такое право было и ранее, но наши предшественники его не использовали.

К примеру, уже внесен законопроект моего коллеги из Терновки.

Я выходил в Законодательное собрание с законопроектом о статусе муниципального депутата. Мы сейчас с юристами из городского правительства его дорабатываем, надеюсь, что в этот раз депутаты севастопольского парламента нас поддержат.

Это право законодательной инициативы муниципалитетов очень важно. Ведь решаются не узко местные, а общие городские проблемы, это делает более совершенной и эффективной законодательную базу в Севастополе.

И последнее. В этом году пережили мы переезд, получили еще одно помещение для администрации, на ул. Гоголя, 32. Переведем туда часть наших структур. Это позволит организовать у нас в администрации приемную комнату, где депутаты могли бы регулярно принимать избирателей, а не водить их по своим партийным офисам.

— А с какими заботами готовитесь встретить 2018 год?

— Главная задача: гололед, мусор, дворники и саночистка. Сейчас очистку города осуществляет департамент городского хозяйства. Мы уверены, что районные администрации эффективнее могли бы это делать, нужно лишь несколько расширить наши возможности и полномочия.

— За всеми этими тротуарами, контейнерными площадками и заменой асфальта хоть успеваете телевизор посмотреть?

— Только новости, причем в режиме завтрака или ужина. Телеканал «ИКС» не могу смотреть регулярно, но то, что вижу, прежде всего именно новости, оцениваю высоко: новая команда за какие-то полгода добилась заметных результатов. Прогресс очевиден.

Хочу отметить и проект «Интервью в Севастополе» — знаю, что коллеги отслеживают, читают, формат найден удачно.

— Ну, под занавес, эксклюзив о мечтах и планах.

— Я все-таки очень надеюсь, что в Севастополе произойдет реформа местного самоуправления. Вопрос этот достаточно тонкий, так что я особо не распространяюсь. Мне представляется необходимым передача муниципалитетам более широких полномочий, допустим, при разделении администраций и советов, чтобы можно было выстроить четкую вертикаль исполнительной власти, замкнутую на губернатора.

Конечно, все это нужно очень хорошо продумать, так что такая реформа вряд ли может рассматриваться в качестве ближайшей перспективы.

А еще я пытаюсь написать книгу о событиях «Русской весны» в Крыму: все-таки я был активным их участником. Судьба подарила возможность многих и многое видеть, довелось встречаться и общаться с интереснейшими людьми. Жалко будет, если все это уйдет, сотрется из памяти. Конечно, пишу так — урывками, строчками…Свести все это в единый текст, облечь в литературную форму — дело нескольких лет.

А пока, как тут не без ехидства было сказано, — тротуары, свалки и контейнерные площадки. Этой работы я не чураюсь и не боюсь.

В рамках проекта «Интервью в Севастополе»
литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова