«Мы вступаем в период культурного подъема» (Андрей Маймусов)

Наш собеседник — директор Севастопольского театра юного зрителя Андрей Маймусов

На своей страничке в одной из соцсетей Андрей Маймусов процитировал Генри Форда: «Думать — самая трудная работа, вот, вероятно, почему этим занимаются столь немногие».

Мне кажется, что не все обстоит столь трагично, и думают практически все. Важно другое — о чем они думают и с каким практическим результатом. Во всяком случае Севастопольский ТЮЗ к финалу года подошел с такими убедительными успехами, что можно не сомневаться: Маймусов и его коллеги и думать, и работать умеют. И весьма неплохо!

— С Вашего позволения, Андрей Михайлович, начну красиво, длинно и театрально. Вспомним Льва Толстого: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».

Счастливый театр мне понятен — аншлаги, звездная труппа, роскошное здание, внимание СМИ и щедрость властей. О несчастьях, конечно, тут больше для красного словца, но хочу спросить о проблемах. Что лежит на сердце у директора театра?

— Сейчас здание, где мы показываем наши спектакли, — это приспособленный под наши задачи кинотеатр «Мир». Здание театра и здание кинотеатра, конечно, сильно отличаются. Сцена есть и есть зрительный зал на 210 мест. Но где создавать и хранить декорации, костюмы, бутафорию, где гримерки? У нас имеется просторное помещение на Большой Морской, которое было передано городом нашему театру еще в советские времена, отсюда и пошло первоначальное название — Театр-студия на Большой Морской, или ТБМ. Мы это помещение используем как нашу производственную базу, публичные мероприятия там никогда не проводились. Думалось, что там можно будет сделать и зрительный зал, и сцену, увы, это не удалось до сих пор.

А аббревиатура ТБМ все эти годы расшифровывалась еще и так: Театр Большой Мечты. Вот, в феврале 2018 года театру нашему будет 30 лет и, казалось бы, все эти годы только при своих мечтах. Но сегодня наша Большая Мечта становится явью.

У нас весь 2017 год проходил под девизом «Создай документальную базу!». И мы ее создавали, и мы писали, и нас услышали.

Инициативу о строительстве в городе самого настоящего ТЮЗа выдвинул губернатор Дмитрий Владимирович Овсянников, кстати, наш постоянный и очень внимательный зритель. Его инициативу поддержал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин во время визита в Севастополь 18 августа сего года. Принято решение до 15 марта 2018 года сделать проектно-сметную документацию…

— То есть будет у ТЮЗа свое отдельное здание?

— Театральное здание должно соответствовать ряду требований и нормативов, которые разработаны давно. Сцена и зрительный зал — это, конечно, само собой. Но необходимо разместить и тех, кто на сцену не выходит, — и администрацию, и бухгалтерию, и предусмотреть достаточное место для производственных цехов, всякого рода подсобных помещений, складов, гримуборных…

Чтобы получилось так, как в любимом всеми нами театре им. Луначарского: не только очень красиво, но и очень функционально, удобно и просторно для всех, кто служит в театре. И, само собой, для зрителей.

И вот согласно всем этим нормативам, нами сформировано техническое задание на строительство, оно уже прошло все уровни согласования в правительстве Севастополя и передано в департамент капитального строительства, который должен объявить торги по этой проектно-сметной документации, чтобы определить подрядчика.

— С местом строительства определились уже?

— Есть достаточно обширная площадка перед «Муссоном», там планируется парковая зона, парк «Каменный цветок», а слева от него — пустырь, на котором и появятся здания двух театров — нашего ТЮЗа и Севастопольского академического театра танца им. Вадима Елизарова.

— Иначе говоря, Севастополь задачу превращения в культурную столицу Юга России решает и превращается в огромный театральный центр?

— Не совсем так. Севастополь уже сегодня — огромный театральный центр, ему «превращаться» не надо. Другое дело, что театральные коллективы города получат, наконец, достойные федерального статуса нашего города здания. Я думаю, что 2023 год мы с вами вместе встретим в новом прекрасном театре, на новой сцене.

Вы только посмотрите, как после спада и «затишья» вновь люди повернулись к искусству, к театру! Со всего Крыма народ едет к нам, в Севастополь, смотреть наши спектакли — в Луначарский, в театр ЧФ, к елизаровцам, в КИЦ, в ТЮЗ!

Этим летом мы прекрасно почувствовали интерес гостей из Москвы, из Санкт-Петербурга, из городов Сибири. Так что как театральная столица, можете мне смело верить, Севастополь сформировался.

— Я, кстати, хочу отметить в этой связи и разнообразие вашего репертуара. При том, что статус ТЮЗа, очевидно, диктует свои правила при его выборе.

— Репертуар — это тема художественного руководителя, но, конечно, мы о наших спектаклях слово здесь еще скажем.

В 1988 году в Севастополе, энтузиазмом и талантом Виктора и Людмилы Оршанских, был создан Театр-студия, по сути — экспериментальный молодежный театр. Если помните, тогда гремел пластический спектакль «Маугли», ставший победителем и призером целого ряда фестивалей и конкурсов, для того времени — прорывная, новаторская постановка.

Что же касается названия ТЮЗ… Как-то само собой получилось, что в своем значительном большинстве театры юного зрителя оказались на периферии театрального искусства, чем-то вроде самодеятельности. Появился даже термин такой обидный — «тюзовщина». Поэтому по стране многие ТЮЗы стремились свое название изменить, искали иные форматы. Нас сегодня это слово — ТЮЗ — нисколько не пугает. Напротив.

ТБМ изначально организовывался Оршанскими как театр профессиональный. Людмила Евгеньевна Оршанская эту планку мастерства держит высоко. Все наши актеры — профессионалы, люди с высшим образованием. Естественно, что уровень актерского искусства подтверждается и любовью зрителей, и солидными достижениями…

— Такими, как, к примеру, только завершившиеся московские гастроли?

— Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности, работающий под эгидой Министерства культуры РФ, три года назад разработал программу «Большие гастроли». В ее рамках в провинциальные театры приезжали с гастролями такие мега-звезды и корифеи, как Большой театр, как МХАТ… Причем, что особо важно, с билетами по ценам принимающей площадки — не дороже. То, что в Москве можно было увидеть, выложив 5000 рублей, в Севастополе смотрели за 500 рублей. Так культурная жизнь столицы шагнула в российские регионы.

Теперь «Большие гастроли» очень органично переплелись с партийным проектом «Театры — детям», который осуществляет «Единая Россия». Партийный куратор этого проекта — депутат Госдумы Наталия Николаевна Пилюс, а общественный совет возглавляет Сергей Витальевич Безруков, художественный руководитель московского Малого губернского театра. Таким образом родилась программа «Большие гастроли для детей и молодежи», причем столицей проекта определили город-герой Севастополь.

Планируется, что до конца 2017 года в этой программе примут участие 100 театров, и жители 77 городов увидят 850 спектаклей.

Причем все решилось быстро и спонтанно. Выбрали ТЮЗы, которые недавно победили в разных конкурсах и фестивалях, уже завершившихся на тот момент. А мы как раз в мае очень хорошо выступили в Москве на фестивале «Сказочный мир», проходивший на площадке Московского театра кукол. Мы показали спектакль «Мой папа» и победили в двух номинациях — «лучшая мужская роль» и «лучшая режиссерская работа». Уже в июле нас пригласили на гастроли в Москву. И мы снова выступали в театре кукол, на той сцене, которая уже принесла нам удачу.

Как только в 2022 году получим новое здание, будем требовать, чтобы статус столицы «Больших гастролей для детей и молодежи» был закреплен за Севастополем.

— Ну, рассказывайте все-таки о самих гастролях: что показывали, как вас столица приняла?

— Мы еще раз показали полюбившийся москвичам спектакль «Мой папа», показали спектакли «Здравствуй, Красная Шапочка» и «Сказочки на лавочке».

Принимал нас все-таки театр кукол, где уже сложилась своя публика, свой зритель. Это обстоятельство продиктовало выбор спектаклей — семейный просмотр, сказки. Если очень коротко: мы довольны, счастливы и благодарны.

Принимали нас отлично. Причем это было ясно уже тогда, когда мы из дому еще не выехали. (Смеется). Каждый шаг — на дороге туда и на дороге обратно — был продуман и просчитан. Все работы, связанные с логистикой, с трансфером, с документообортом, — все было быстро, точно, четко и оперативно. Связь в любое время дня и ночи. Разместили, встретили, проводили — на самом высшем уровне.

— В вас директор сейчас говорит. Вы зайдите с другой стороны.

— А, понял вас! (Смеется). Зрители наши были в полном восторге. Аншлаг. По окончании спектакля долго детки не хотели расходиться и постоянно спрашивали: «А когда продолжение?» Наши артисты привезли множество самых трогательных отзывов. Сами не ожидали, что на таком уровне гастроли пройдут.

Снова скажу, как директор: мы обратились в Министерство культуры и в Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности с письмом об организации в 2018 году обменных гастролей — Московский кукольный театр приедет к нам, в Севастополь, а мы снова отправимся в столицу — с еще более представительной программой.

— Итоги года уже подвели для себя?

— У нас 2017 год получился очень яркий. Достаточно только назвать наш проект — фестиваль «Сказочное королевство», который просто заслуживает отдельного разговора.

Самая свежая наша работа, премьера была в октябре, — спектакль «Бах —Бах — Бах» по пьесе современного драматурга Юлии Поспеловой. Ставила питерская бригада во главе с Екатериной Гороховской. Это мы выиграли грант Союза театральных деятелей на постановку. Активничаем везде! (Смеется).

В августе сезон закончили «Вечером русского водевиля» — там две пьесы Николая Алексеевича Некрасова — «Актер» и «Дедушкины попугаи».

Конечно, очень большое внимание и споры вызвал наш «Прометей прикованный» по Эсхилу, ставила спектакль Ольга Ясинская. Если назову эту постановку значительным культурным событием для города, вряд ли что-то преувеличу.

Еще надо, конечно, назвать спектакль «О маленьких для больших» — по рассказам севастопольского уроженца, блистательного сатирика Аркадия Аверченко, которые, кстати, очень нравились и Ленину, и Николаю II. Это была исключительно яркая постановка… Да много чего следовало бы назвать и вспомнить…

Легко не дается ничего. Труппа у нас 27 человек и еще 48 человек на сцену не выходят, то есть всех нас, тюзовцев, семьдесят пять. Хотелось бы больше! Поставить хороший спектакль — труд множества людей: от гримеров и костюмеров, до режиссеров. Сил и рук часто не хватает.

Очень нас поддерживает практически круглосуточная интерактивная связь со зрителями — это я о нашем широком присутствии в соцсетях. Диалог со зрителями ведется постоянно. Найти нас просто, мы стараемся слышать всех.

Какие-то хакеры взломали нам сайт. В любом сказочном королевстве есть свой штатный злодей, а уж в не сказочном — и подавно. Справимся и добро восторжествует. Сейчас делаем и готовим к презентации новый сайт — стильный, модный, креативный, современный! Так что будет у нас дом и в реальном, и в виртуальном пространстве!

И если уж говорить об итогах уходящего года, не сочтите за самохвальство, ибо это факт: ТЮЗ заиграл всеми своими гранями!

— У Аполлона были, как известно, девять муз, так я думаю, что не все из них были между собой знакомы. Это вот к чему: Вы, человек театра, телевизор смотрите?

— Копну глубже, ведь по образованию я — специалист по связям с общественностью и рекламе, учился в севастопольском филиале МГУ, ваш коллега в известном смысле. И знаю лично многих журналистов и крымских, и, естественно, севастопольских. У меня неподдельный интерес к СМИ нашего города, так что телевизор я смотрю.

И когда, в начале осени, как-то щелкал каналы, попал на «ИКС» — если бы не логотип, точно решил бы, что смотрю российский федеральный канал. Ребрендинг, который провели на телеканале «ИКС», — это же в самом деле круто! Вообще надежнее всего об уровне телеканала судить по его выпускам новостей. Рост совершенно очевиден: это картинка, ритм, текст, событийность.

Вы посмотрите только, какой объем событий дает сфера культуры. Сколько у нас фестивалей, концертов, премьер, выставок! Какие у нас театры! Какие музеи! И очень хорошо, что журналисты телеканала «ИКС» постоянно держат руку на пульсе культурной жизни города. Это внимание ваших журналистов к работе театров, библиотек, музеев люди уже оценили и заметили. Спасибо за этот труд.

— Поделитесь тем, что чувствуете, что планируете. Что еще не говорили никому.

— Я остро ощущаю то, что какой-то важный перелом уже произошел, и мы стоим на пороге исключительного духовного взлета, вступаем в период культурного подъема. Это не только потому, что к учреждениям культуры сейчас такое доброжелательное внимание, такая поддержка со стороны власти — и на уровне городском, и на уровне федеральном. Это в душах людей идет процесс «импортозамещения» — потянуло от ширпотреба к прекрасному, к родной истории, к своей культуре, к истокам.

А моя мечта — я написал на эту тему бизнес-план, защитил его и даже попал с ним в кадровый резерв Администрации Президента — Единый информационный портал учреждений культуры Севастополя. Если говорить просто, это такая большая и универсальная сводная афиша, более полная, чем те, что делаются сейчас. В недолгом времени этот проект мы реализуем.

— Вы на себя эту работу берете или выступаете только как автор идеи?

— Всю работу, конечно, беру на себя. Там много таких новинок, которые хотелось бы отработать лично. Я этот проект уже презентовал в нашем Главном управлении культуры и буду выдвигать его на президентский грант. Я пробивной, все у нас получится!

В рамках проекта «Интервью в Севастополе»
литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова