Авторалли «Нахимов» стартует 1 мая (Александр Лекае)

Наш собеседник — историк отечественного автомобилестроения Александр Лекае

Опыт журналиста и чиновника научил автора этих строк относиться к энтузиастам скептически. Восторги, идеи, горящие глаза — слишком часто весь пар уходит в гудок. Конечно, иногда интересно поговорить с человеком, который мечтает. Но еще интереснее общаться с тем, кто и мечтает, и делает. Воплощает мечту в жизнь. Как бы сложно это ни было. Именно из породы людей, воплотивших мечту в жизнь, Александр Лекае.

Биография:

Александр Александрович Лекае родился 16 сентября 1980 года в Москве.  Окончил Университет Тулейн (Новый Орлеан, штат Луизиана, США) и Высшую коммерческую школу в Париже.  Работал во Франции и Новой Каледонии (заморская территория Франции) . В 2010 году вместе с Иваном Падериным основал Автомобильное историческое общество Gorkyclassic.  Автор и издатель ряда книг по истории отечественного автомобилестроения, организатор автомобильно-исторических выставок и классик-ралли.  С 2015 года живет в Ялте. Женат, воспитывает дочь.

— Авторалли «Нахимов»… Неожиданное название. Видимо, и само мероприятие неординарное. Расскажите, что это такое?

— Авторалли «Нахимов» — в этом году мы его проводим уже в четвертый раз — соревнование классического толка, со стартом и финишем в Севастополе. Классическое в том смысле, что подобные ралли, или автопробеги, проводились в СССР с конца 50-х годов прошлого века и вплоть до распада страны. Идея же проста: собирается некоторое количество автолюбителей, которые соревнуются на регулярность движения.

— Учтите, что говорите сейчас с пешеходом. Как понять «регулярность движения»? Разве соревнуются не на скорость?

— Вообще выделяются два вида ралли. «Боевые» — это когда нормативы времени для прохождения определенных участков намеренно сокращаются настолько, что уложиться в них нереально. Тогда наименьшее количество штрафных очков наберет тот, кто окажется самым быстрым. Эти соревнования проводятся на самых современных автомобилях.  У нас, на ралли «Нахимов», каждый из его участников получает дорожную книгу соревнований, где общепонятным образом обозначен маршрут, которого необходимо придерживаться. Смысл в том, что участники ралли должны не только уметь хорошо ориентироваться на местности, но и оказываться в нужное время в нужном месте — контрольной точке. Это и есть, собственно, «регулярность движения». Такие ралли требуют не столько и не только водительского, но и штурманского мастерства. Конечно, очень важен тот, кто за рулем, сидящий слева. Но и сидящий справа, ориентирующийся по дорожной книге, указывающий, куда именное ехать, штурман ралли, в таких соревнованиях исключительно значительная фигура. Таким образом, «Нахимов» — штурманское ралли для классических автомобилей.

— Это то есть каких?

— Мы намеренно делаем это соревнование для советских автомашин — отремонтированных или сохранившихся в своем оригинальном состоянии. Очень строгий отбор при приеме заявок: переделанные, перестроенные машины, имеющие в себе не оригинальные детали, мы не принимаем из любви к аутентичным автомобилям и во имя чистоты эксперимента. Мы боремся за «чистоту картинки».

— Тогда эта самая «чистота картинки» должна быть во всем.

— Совершенно верно! Здесь, в Крыму и Севастополе, абсолютно уникальная ситуация сложилась, благодаря или вопреки известным историческим процессам, сохранилась фактически советская инфраструктура. Мы даем нашим участникам ралли возможность перенестись в 70-е годы XX века.  На днях я сам ездил проверять участок нашей трассы в степном Крыму. Сразу поясню: мы отправляемся из Севастополя на Евпаторию, потом Тарханкут, снова Евпатория, далее — степной Крым до Сиваша, вниз на Феодосию, по ЮБК на Балаклаву. Так я о степном Крыме: много запущенного, заброшенного. Но сохранились старые автобусные остановки, какие-то въездные знаки совхозов и предприятий, памятные стелы… Все это привычно для людей, которые там живут. А для москвичей — сам я москвич, лишь недавно крымчанин, и большинство участников нашего ралли из больших российских городов — все это уже в диковинку, экзотика из другой исторической эпохи. Винтаж в самом хорошем смысле слова.

— Вы сказали, что стали крымчанином недавно…

— Корни у меня вообще-то французские. (Смеется) Я перебрался в Ялту из Москвы, когда у меня родилась дочь — три года назад. Теперь в Москве бываю только по делам. Знаете, я счастлив. Крым — это совсем другое качество жизни. Не придумаю сейчас определения лучше. Здесь совсем иные отношения между людьми, не всегда идеальные, но живые, «с человеческим лицом».  Севастополь — вообще особый, самодостаточный мир, вызывающий почтение и глубокий интерес. Я Севастополь еще только открываю для себя. А столичная жизнь ничего общего с нормальной жизнью не имеет…  При этом Крым — это настоящие дороги, настоящие машины, настоящие пейзажи, настоящая природа. Не суррогат, не имитация. Это очень важно в моей работе.

— Кстати, сами будете принимать участие в ралли «Нахимов»?

— Безусловно. Я свои машины уже в Крым перевез. Но я знаю условия, поэтому мне важно только участие, без претензий на призы.  Почему у меня такой интерес к ралли на старых советских машинах? С моим московским другом Иваном Падериным мы создали в свое время, лет десять назад,  Автомобильное историческое общество Gorkyclassic — и занимались историей отечественного автостроения. Конкретно — работали в архивах Горьковского автозавода. Отцифровали эти архивы. Иван написал книги «21. Большая книга о машине грёз» — это о 21-й «Волге» и «Шестицилиндровые эмки». У меня тоже вышли две книги — «24. Новая Волга. Книга о последней «Волге» великой страны» и «Горьковский ампир. Книга 1. ЗИМ». Это отличные, красивые, щедро иллюстрированные издания, которые не стыдно дарить как сувениры.  Наш изначальный посыл: пласты информации о нашей технической истории как-то приподнять и привлечь к ним внимание современников, актуализировать. Книги в этом смысле очень хорошее дело, но этого мало.  В 2011- 2012 годах мы начали проводить авторалли в Нижнем Новгороде. Потом удалось организовать ГУМ-Авторалли, это уже Москва. Старт на Красной площади — и шесть часов по огромному городу!  Так сложился круг наших друзей и единомышленников. Это все люди разные, и по возрасту, и по достатку, и по роду занятий и уровню образования. Но все они объединены любовью  и уважением к нашей истории, в том числе — к истории нашего автомобилестроения. Поиск неподдельного ощущения времени привел нас в Крым.

— Авторалли «Нахимов» проводятся в четвертый раз. Я правильно понял?

— Отправная точка — главная площадь Севастополя — дала название! Именно с площади Нахимова мы стартовали первый раз в 2015 году. Тогда было только пятнадцать машин. В этом году мы выведем на ралли «Нахимов» 53 автомобиля — такой масштаб был бы серьезным и для Москвы.  Ралли рассчитано на шесть дней. Территории Крыма мы не покидаем. Правда, есть надежда, что нам будет позволено проехаться по строящемуся Крымскому мосту, но пока вопрос решается. Из Севастополя отправляемся 1 мая, а 6 мая прибываем в Балкаклаву — как раз на праздник, который дает «Золотая балка». Надеемся, что главную награду — Кубок губернатора — победителю вручит сам глава города Дмитрий Овсянников. У нас есть и свои  призы: замечательный художник Петр Перешивайлов готовит для победителей картины — «портреты» их автомобилей на фоне крымских пейзажей.  Нам все это сердца очень греет: исторические автомобили в прекрасной сохранности, потрясающая архитектура в сердце Севастополя, фантастической красоты пейзажи Крыма — степные, горные, приморские… И практическая сторона дела: в мае дороги здесь еще совершенно свободны. (Смеется)

— Помощь от местных властей получаете?

— В Симферополе мы традиционно сотрудничаем с крымским Министерством курортов и туризма, спасибо его сотрудникам за поддержку и понимание. И в Севастополе мы встречаем хорошее, конструктивное отношение, но особую благодарность хочу высказать помощнику губернатора Николаю Брусникину — это локомотив во всех наших административных согласованиях, без которых ралли просто не могло бы состояться.

— А все-таки, даже с учетом того, что стартуете на площади, носящей имя адмирала Нахимова, — согласитесь, не совсем обычное название для авторалли. Так?

— Вы в том смысле правы, что дело не только в названии площади — это факт. Когда в 2014 году, еще в Москве, я задумался над организацией этого ралли в Севастополе и Крыму, конечно, искал и название. Мама моя связана с Московским дворянским собранием. И представьте себе: в 2015 году старт нашему первому ралли в Севастополе давал Александр Павлович Нахимов — последний представитель известной дворянской фамилии, отдаленный потомок великого русского флотоводца!  Кстати, Александр Павлович начинал учиться в Севастополе, в Нахимовском училище, но по состоянию здоровья перевелся в гражданский вуз и стал инженером. Он сам 1939 года рождения. Надеемся, что он сможет дать нам старт и в этом году!

В рамках проекта «Интервью в Севастополе» литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова