Севастополь-2018: на пути к фиксированным тарифам

К середине этого года стоимость проезда на всех видах общественного транспорта станет фиксированной. 15 рублей — на автобусы и маршрутные такси городских направлений и 1,5 рубля на пассажирокилометр пригородных маршрутов. Цена проезда в троллейбусах и на катерах не изменится. Чего ждут от предстоящей реформы представители власти, транспортных кампаний и сами пассажиры?

Теперь пассажирам больше не придется основывать свой выбор на уже привычном соотношении: цена-комфорт, скорость прибытия в пункт назначения. Единый тариф на все направления составит 15 рублей, независимо от вместимости автобуса и длительности следования. Кроме того, льготные категории граждан теперь тоже смогут воспользоваться абсолютно всеми видами городского транспорта.

Проект создания единой тарифной сетки на транспортные перевозки в Севастополе был разработан в конце прошлого года. Это только часть серьезной реформы. Понижению цены билета будет предшествовать перевод всего транспортного парка на регулируемую основу.

«Мы будем устанавливать четкую фиксированную цену, которая будет учитывать доход горожан. Мы не позволим больше, чем мы можем платить, требовать в качестве оплаты, и будем доплачивать перевозчику до экономически обоснованных тарифов. Вот на этой почве они и будут конкурировать», — заявил в рамках проекта «Диалог с городом» в эфире нашего телеканала губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников.

Конкурс среди предприятий, которые будут осуществлять перевозки, объявят до конца января. Критериями выбора, кроме технической оснащенности, опыта и уровня аварийности станут и другие характеристики. В частности — наличие автобусов с большой и средней вместимостью, возможность перевозить льготные категории граждан и цена проезда, которую предлагает предприниматель. Еще одно условие для участия в аукционе — в транспорте должно быть установлено навигационное оборудование, чтобы отслеживать отклонения автобусов от маршрута.

«В случае с регулируемыми тарифами мы имеем договор с условиями его расторжения. В том числе, в случае его невыполнения. Мы имеем больше инструментов, чтобы менять или побуждать к дисциплине перевозчиков», — говорит директор департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Игорь Титов.

Перевозчики к предстоящим изменениям относятся настороженно: договоры с победителями аукциона заключат только до конца года.

«Ни один частник не будет вкладывать деньги в предприятие, которое не имеет гарантий в дальнейшем. Это приведет к снижению качества услуги, — считает директор ООО «Севтранстрест» Михаил Комягин. — Все это приведет к бюджетным тратам. Сейчас бюджет на транспорт, практически не тратит ничего»

В департаменте транспорта опасения перевозчиков знают, но сохраняют спокойствие. Опыт подобных реформ уже есть в других регионах страны. Руководителей транспортных предприятий уверяют: без поддержки они не останутся.

«Мы понимаем, что для качественной работы нужно следить за подвижным составом, нужен квалифицированный водительский состав, необходимо его обновлять. Для того, чтобы обновиться, нужно прийти в лизинговую кампанию, показать экономическое обоснование. Мы очень серьезно относимся к проблемам перевозчиков тоже», — уверяет Титов.

Сегодня в городском бюджете на дотации предприятиям, чьи тарифы на проезд будут снижены, уже заложены 90 млн рублей. Также будут покрываться расходы, связанные с перевозкой льготников. Это — импульс к обновлению автобусного и троллейбусного парка. В течении трех лет на дорогах Севастополя появятся 150 новых троллейбусов и столько же крупногабаритных автобусов.

«Мы уходим от малого класса вместимости. Не везде, поэтапно, но в приоритете автобусы большого класса вместимости», — рассказывает Титов.

Еще одно опасение транспортников связано с так называемым «заходом» на севастопольский рынок крупных предприятий-сетевиков из других регионов. Они уверяют, что в перспективе, это может стать причиной повышения тарифов. Но руководитель Ассоциации перевозчиков Севастополя Виктор Рыков считает, что до этого не дойдет.

«Мне кажется, пройдет определенное время и будет рассмотрен вариант об одновременном использовании двух видов перевозок. По регулируемому тарифу и по нерегулируемому, — делится Рыков. — В конце концов у нас есть часть населения, которая желает пользоваться транспортом не в «эконом» варианте, а в комфортабельном. Я думаю, что со временем мы к этому придем».

Сами пассажиры от предстоящей реформы ожидают положительных изменений.

Сегодня в Севастополе 160 маршрутов. Из них по регулируемому тарифу, помимо троллейбусов, работают только 33. К середине года власти планируют перевести весь транспорт на единую тарифную сетку. Первые изменения начнутся уже весной.