Григорий Лифанов: даже в самую плохую пьесу заложены светлые мысли и идеи

Григорий Лифанов — человек, который стал живой легендой севастопольского культурного мира. Именно он внёс в театральную жизнь нашего города не только яркие, известные постановки, но и совершенно новое видение, которое привлекает абсолютно каждого вне зависимости от возраста, интересов или статуса. Благодаря влиянию и профессионализму главного режиссёра, в театре Луначарского практически на каждой постановке полный аншлаг. О театре, творчестве и культуре Григорий Лифанов рассказал в программе «Код театра» на «ИКС-ТВ».

— Как отличить хороший театр от плохого?

— Давайте договоримся, что театр не может быть плохим. Театр в принципе — это всегда дело хорошее и необходимое. И если туда идут люди, то значит он нужен для чего-то. Другое дело, что человек там получает? В одном театре человек может получить разное впечатление. Мне кажется, здесь важно прочтение того или иного материала. Даже в самую плохую пьесу заложены определённые светлые мысли и идеи.

— Что недопустимо в театре?

— У каждого режиссера есть свой отдельный список «недопустимого». Наверное, есть какое-то кредо. Когда четыре года назад я пришёл в театр имени Луначарского, то начал осознавать то пространство, которое досталось мне в наследство, те традиции, которые уже существуют, которые были заложены за много лет до меня. Начал изучать историю постановок, понимать, что за труппа, какие у неё возможности, и в дальнейшем продумывать, как из этой данности сделать свою.

— Режиссерское дело: больше «надо», чем «хочу»?

— Почему? Очень часто «надо» и «хочу» совпадают, если происходит иначе, то это большая трагедия.

Во-первых, роль режиссера она и идеологическая, в том числе. Когда попадаю в театр, хочу после себя оставить след. Каждый режиссер дорожит своим именем, и это очень важно. Если бы я был только заинтересован тем, чтобы у нас всегда не было мест, то у меня был бы другой подход к творческому процессу.

Всё-таки театр — это игра, это хулиганство в какой-то степени. Даже в самой сложной пьесе можно найти юмор, лёгкость подачи, чтобы каждый зритель увидел своё.

— Что подвигло на постановку «Бесов» по мотивам Ф.М. Достоевского, премьера которых пройдёт 19 апреля?

— Когда произошла октябрьская трагедия в колледже Керчи, то у меня совпали те события с этой пьесой. Мне захотелось не просто сказать, а прокричать об этом. Сейчас мы работаем над этим спектаклем и понимаем, что все мысли, которые Федор Михайлович высказывает, это просто сегодняшний день.

Для меня этот спектакль большое испытание потому, что он изначально стоит в другой системе координат. Сейчас я пробую совсем иную стилистику, даже сказал бы, форму диалога. Это спектакль о молодёжи и для молодёжи. О том, насколько легко попасть под обаяние ярких идей и разрушить мир не только вокруг себя, но и далеко за пределами воздействия твоей личности.

Я надеюсь, что этот спектакль будет современным, жестким, прямым разговором с молодёжью.

— Чем вы занимаетесь в нерабочее время?

— Для меня существует только три области в жизни — работа, семья и танцы.

Я очень негармоничный человек, прихожу на работу утром и ухожу в двенадцатом часу. Сыновья и жена живут в Москве, поэтому я очень скучаю и связываюсь с ними по Интернету.  С детства занимался бальными танцами, эта страсть у меня сохранилась по сегодняшний день, при возможности обязательно стараюсь где-нибудь потанцевать.