«Нужно, чтобы у города с федеральным статусом было ТВ с федеральным качеством» (Алексей Папченя)

Наш собеседник — директор ГАУ «Севастопольская телерадиокомпания» Алексей Папченя.

Великий ученый, академик и нобелевский лауреат Петр Капица говорил, что человек, который не в состоянии самые сложные вещи изложить просто, чтобы его поняли все, скорее всего, просто некомпетентен. Попытаюсь просто сказать об исключительно сложной работе, которую за год провели, как у нас говорят, «на ИКСах», Татьяна Дружняева, Алексей Папченя и их команда. Сколь простую, столь и мудрую сказку «Репка» все помнят? Вот они сделали что-то очень похожее — вытянули командными усилиями из провала, из кризиса и нужное для города дело, и серьезную организацию, и немаленький коллектив.  Легко им все это далось? Как новую команду руководителей принял коллектив? Как решались большие и малые проблемы? Вот об этом и беседуем сегодня с Алексеем Леонидовичем Папченей, директором ГАУ «Севастопольская телерадиокомпания».

Биография:

Алексей Леонидович Папченя родился 2 ноября 1980 года в семье военнослужащего.

Первое образование – педагог организатор творческого коллектива, второе – журналистика.

На должность директора ГАУ пришел с должности генерального директора коммерческой студии видеопроизводства.

— Алексей Леонидович, как все это было? Протрубила труба, вы собрали чемодан и поехали из Москвы в Севастополь? Как это получилось? Откройте секрет.

— Секрета нет никакого. Я патриот своей страны, патриот России. И для меня Севастополь — не кружок на географической карте, а форпост моей страны на ее южном рубеже. Святое место для каждого русского человека. С большим вниманием и воодушевлением воспринял я события Русской весны. И в первый раз оказался в Крыму, в Севастополе, в 2015 году — по работе, пробыл здесь довольно долго. Город мне очень понравился. И уже тогда я подумал: если не Москва — а Москву очень люблю!  — то только Севастополь. Так что совсем уж незнакомым мне Севастополь не был.  Но без элемента неожиданности все-таки не обошлось. У меня все было нормально с работой, был большой контракт с 1-м каналом, все шло хорошо. И тут звонит Татьяна Дружняева: «Меня пригласили в Севастополь. Поедешь?» И я сказал: «Я согласен!» Колебаний никаких не было, сомнений не было. О моем решении моя жена узнала, когда оно уже было принято.

— Поставили супругу перед фактом?

— Она сейчас прочитает это интервью и мне, конечно, выскажет… Но именно так и было: да, она была поставлена перед фактом. И она, как жена офицера, быстро собралась и поехала. Поняла, что так надо.  Правда, мы в Севастополь сначала съездили «на разведку»: увидели фронт работ, который действительно был колоссален… И приняли все это как вызов. Задача стояла простая: нужно, чтобы у города с федеральным статусом было ТВ с федеральным качеством. Чтобы оно могло рассказать о Севастополе и его жителях всем гражданам России, чтобы это можно было с интересом смотреть не только в Севастополе и Крыму, но и в Москве, и в Иркутске, и на Сахалине. И мы взялись за эту задачу.

— Вот о чем хочу спросить: вы делите свою жизнь на «до» и «после»? Или не пролегло глубокого водораздела?

— Водораздела не пролегло. Я в журналистской профессии с 1998 года — сразу после школы был внештатным автором в местной газете, потом был телеведущим, потом редактором — прошел все ступеньки. Когда понял, что мне интереснее и ближе организация процесса, стал продюсером. И тоже прошел все этапы снизу доверху — вплоть до руководителя собственной компании. И уже на приличном уровне развития этой компании меня пригласили сюда, в Севастополь. Слава Богу, у меня было накоплено все: я знал все производственные циклы — что в газете, что на ТВ. Весь этот опыт пригодился и широко мною применяется здесь и сейчас. Кроме того, мы же целой командой приехали…

— Как эта команда формировалась, по какому критерию?

— Начать следует с того, что мне исключительно повезло с главным партнером по работе. Я говорю о Татьяне Дружняевой. У нас сложился тандем, основанный на абсолютных доверии, уважении и взаимопонимании. Сильнее профессионала, чем Татьяна, я просто не встречал. Именно тот факт, что в Севастополь меня позвала за собой Дружняева, исключил с моей стороны и колебания, и вопросы. А по команде: мы когда «с разведкой» приехали в Севастополь, прежде всего обратили внимание на то, какие именно направления работы просели больше всего, что именно нужно подтянуть.  Это не значит, что люди, которые трудились на этих направлениях, не хотели или не умели работать. Здесь другое. Есть такой термин: «современный телеязык». Вот этим здесь не владели.

Замкнутая среда, перетекание кадров в пределах небольшого круга местных телекомпаний, дефицит новой информации, без притока свежих сил. Это надо было изменить. Мы взяли режиссера Михаила Копылова — я его в свое время «похитил» с телеканала «Моя планета», это один из ведущих телережиссеров, с огромной фильмографией. Для Севастополя нужен был режиссер именно такого уровня. Инна Олейникова, продюсер, — это человек, привлеченный в команду Татьяной Дружняевой, незаменимый специалист. Конечно, нужны были свои юрист — Олег Юдин, и экономист — Наталья Андреева, чтобы привести всю документальную базу к требованиям российского законодательства и навести порядок в бухгалтерии.  Конечно, основное внимание мы уделяли телеканалу. Но задача стояла значительно шире: должна была начать нормально работать вся ГАУ «Севастопольская телерадиокомпания». Конечно, мы должны были опираться на тех, кто уже там работал.

Вот смотрите: Олег Сахарчук и его инженеры — по сути дела инженерная служба была на момент начала нашей работы единственным дисциплинированным, работоспособным подразделением. Сейчас Олег Сахарчук является моим заместителем по техническим вопросам и полностью отвечает всем требованиям. Так скажу: мы стараемся, чтобы местные ребята росли профессионально и занимали ответственные должности. Многие раньше оказывались на вторых ролях, их просто недооценивали. Дмитрий Дудка — сейчас главный редактор канала «ИКС». Колоссальный практический опыт, а недостаток опыта теоретического будет восполнен учебой в Москве. Светлана Скребец — главный редактор нового канала «ИКС-24», просто находка, прекрасный специалист и энтузиаст. Дмитрий Желнин, возглавивший информагентство, — ежедневно на профессиональном уровне делает немалую по объему работу.  Мы очень правильно сейчас распределили обязанности. Как только это нам удалось, значительно улучшились отношения в коллективе, ушли сами собой многие застарелые конфликты. А отвечая на вопрос о критерии, скажу так: опыт и компетентность.

— За прошедшее время что оказалось для вас наиболее трудным?

— Самое трудное даже не смогу назвать. Все было очень непросто. Здание — долго тянувшийся, сложный и трудоемкий процесс. Приобретение новой техники и обучение сотрудников работе на этой технике. Недоверие коллектива, с которым нас встретили — это было совершенно понятно, за короткий срок, за год, приходит третий директор… Но с коллективом как такового конфликта не было никогда. Был, скорее, конфликт интересов с отдельными сотрудниками, которым хотелось получать деньги и не работать, а мне же хотелось, чтобы они и деньги получали, и работали. Эти люди ушли. Мы никого не увольняли, от нас уходили только по собственному желанию. И их было относительно немного, ушедших. Тем, кто остался с нами, я очень благодарен. Мы действительно одна большая команда. За год ситуация в коллективе коренным образом изменилась — это не только мои слова, так говорят у нас все.  Сейчас у нас все друг другу помогают, все друг друга знают — даже сотрудники разных подразделений. Раньше такого не было. Огромное стремление у молодых сотрудников развиваться. Люди не рабочее время отсиживают, а постоянно совершенствуют свои умения и знания. На операторов и режиссеров монтажа нарадоваться не можем — просто прекрасно работают ребята. Кардинально поменялась картинка, подбор и подача новостей… И все это делают люди, которые трудились здесь и полтора года назад. Они же снимали, они же писали, они же монтировали. Но у нас теперь все по-другому!

— С новым зданием тема закрыта?

— Да, здание куплено. Спасибо большое губернатору Дмитрию Владимировичу Овсянникову, он нам в этом деле помог, проникся нашими проблемами, выделил деньги, содействовал в решении процедурных вопросов. Это лучшее здание в городе. В Севастополе есть такое преимущество, какого, наверное, трудно найти где-то еще по всей огромной России. Это море. Мы искали здание с огромными панорамными окнами. Чтобы таким образом создать студию, когда именно «живое море», естественный вид станет фоном за спиной ведущего. Сейчас идет процесс экспертиз, потом начнется ремонт, все это быстро не делается. Но, думаю, еще до конца этого года переезд в новое здание произойдет. Главное, что это здание наше, что оно есть.

— Как с техникой?

— Транспорт: обновили автопарк, стоило это 2 млн рублей — поддержали отечественного производителя, приобрели три машины. Даже чисто визуально приятно — когда по городу свои едут. А если говорить о цифрах… По сравнению с началом 2017 года мы произвели переоборудование основных средств ГАУ «Севастопольская телерадиокомпания» на ПОЛТОРЫ ТЫСЯЧИ ПРОЦЕНТОВ. У нас теперь все есть. Нужно только хорошо работать.  Мы начали, кстати, с того, что убрали анонимность. Все наши материалы выходят за подписью автора, все наши ведущие в эфире представляются. Это повышает и самооценку журналиста, это и требует от него совсем иного уровня ответственности.  Зритель знает и видит, кто и как его информирует, а зрителя нужно уважать. Это был важный шаг, который уже дал свои результаты.  Скажу откровенно: когда мы пришли на «ИКС», это был даже не ноль. Это было минус двадцать. Мы быстро вышли в ноль, поднялись и пошли выше и дальше. Сейчас есть средства, люди, оборудование и техника. Задача производить хороший контент, классный, интересный, востребованный всеми — и в Севастополе, и в Крыму, и в большой России. Мы старались и мы научились. Теперь надо просто работать. Не достигнуть какого-то хорошего уровня и застыть на нем, а обеспечить естественное непрерывное развитие.

— В свете сказанного: каковы ближайшие задачи?

— Будем считать, что краткосрочные задачи мы решили. Значит, нужно переходить к решению долгосрочных задач. Прежде всего, это обучение наших кадров. Ребята едут в Москву учиться, мы активно сотрудничаем с СевГУ, с филиалом МГУ — только не топтаться на месте, только двигаться и развиваться! Ведь верно сказано: все, что не прогресс, — регресс. Будем искать возможности для повышения зарплат, которые в государственных СМИ традиционно скромные. В этом деле есть свой секрет: чтобы больше получать, нужно больше зарабатывать — давать качественный и востребованный контент. Мы сразу поставили вопрос именно так: хотите, чтобы вас кормила ваша профессия? Давайте контент, покажите товар лицом. Наоборот не бывает: вы мне денег дайте побольше, а я вам выдам класс. Нет, ты сперва выдай этот класс, а потом требуй деньги. Государство в роли дойной коровы представлять, как минимум наивно.

— И в заключение о личных планах.

— Если честно, сейчас личный план один: хочу в отпуск. Две недели надо побыть с семьей и просто отоспаться. Практически больше года без выходных: даже Севастополь и Крым я как следует, так и не видел! Пока шло переформатирование, необходимо было постоянно держать руку на пульсе. Что-то где-то упустил — и дело пошло наперекосяк. Сейчас такого нет. Есть не только общий прогресс, есть и качество. Механизм запущен, конвейер движется, работа пошла.

В рамках проекта «Интервью в Севастополе» литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова