«Спешу зарядиться силами здесь, в Севастополе!» (Ольга Симонова)

Наш собеседник — художник, кандидат культурологии Ольга Симонова

Оказалось, что мы, создавая в нашем цикле интервью галерею портретов самых ярких жителей и гостей Севастополя, обидели художников. За без малого год работы — почти семь десятков человек. И только один-единственный художник оказался нашим собеседником — Руслан Микаилов. Уж не знаю, как так вышло. Но одно интервью непременно выводит на другое. Так и в этот раз. Историк, профессор, доктор наук Александр Хлевов, друг со студенческой скамьи, представил меня наконец своей супруге…

Биография:

Ольга Александрова Симонова родилась 5 мая 1969 года в Брянске, в семье музыкантов. Окончила Санкт-Петербургский Государственный Академический Институт им. И.Е. Репина, где занималась в театральной мастерской профессора Э.С. Кочергина. Дипломная работа — эскизы к балету Сергея Прокофьева «Золушка». С 1999 года — член Союза художников России. С 2009 года была старшим преподавателем кафедры культурологии и искусствоведения в Русской христианской гуманитарной академии. В 2013 году защитила диссертацию на соискание степени кандидата культурологии «Творчество и мифотворчество Казимира Малевича». В настоящее время работает и преподает в собственной студии. Участница многочисленных выставок в России и за рубежом, в том числе более двух десятков выставок и Art Fair в городах Великобритании и Ирландии. Картины Ольги Симоновой находятся в музее Выборгского замка, в частных коллекциях России, Великобритании, Германии, Италии, Нидерландов, Франции, Финляндии, США, Китая, Японии и др. стран.

— Наш цикл называется «Интервью в Севастополе», поэтому с кем бы ни шла беседа, в ней всегда есть еще один полноправный участник — город Севастополь.

— Севастополь для меня значит очень многое. Хотя бы потому, что это связано с моей личной жизнью, с моим супругом мы встретились в Севастополе, он здесь сейчас работает, и при всех режимах много лет подряд лето мы непременно проводили в Севастополе. К этому добавьте творческие заботы и дела: у меня здесь дважды состоялись выставки — с питерскими художниками «Андреевский флаг» в 2009 году, а в 2016 году моя персональная выставка «Из варяга в греки» проходила и в Севастополе, и в Симферополе.  «Из варяга в греки» мы показывали в музее им. Крошицкого, это была выставка не только картин, но и фотографий. В 2005 году мы с супругом, которого «Википедия» называет «главный викинг страны», проехали от побережья Норвегии до Черного моря, до Херсонеса, по всем этим рекам и озерам, как и проходил знаменитый торговый путь. Вообще-то я сама в последних классах школы серьезно думала: а не стать ли мне историком? Этот интерес к прошлому во мне остался. Конечно, во многом именно он определяет творческие пути и поиски. Да и с супругом нас свел не интерес к искусству, а именно интерес к истории. (Смеется).

— Но я удивился разнообразию ваших художественных интересов: это и графика, и живопись, и работа с тканями, с полиграфической продукцией, и дизайн интерьеров… а что вам ближе всего?

— Сейчас ближе всего живопись. Я закончила институт Репина, училась в театральной мастерской у профессора Эдуарда Степановича Кочергина, совершенно уникального человека, бессменного главного художника БДТ им. Товстоногова в Петербурге. Он, кстати, только в этом году ушел из театра, уже начал диктовать свои условия возраст… а я проработала в театре годик, в своем родном Брянске, а потом уже целиком отдалась живописи. Это сразу принесло ощущение свободы. В театре художник все-таки зависит от множества других людей и разных условий, в том числе меркантильных, технических. А тут — вольный полет. Это интересно, этим я живу.

— Живопись — это огромное число жанров, не мне вам их перечислять. Каков ваш излюбленный жанр?

— Меня привлекают композиции на историко-мифологические темы. Хотя бы потому, что каждый может увидеть в них то, что, во-первых, хочет увидеть и что, во-вторых, доступно его пониманию или фантазии, что соответствует его внутреннему миру — простор для интеллектуального поиска, если угодно. Я люблю картины «многослойные», с философским подтекстом, когда через какие-то детали открываются новые смыслы. Если, конечно, хотеть и уметь их видеть и искать. Например, в Севастополе и Симферополе я показывала работу «Священный брак Луны и Солнца». На сером волке в пространстве несутся Царевич и Царевна. Знакомый сказочный сюжет. А уж подтексты и смыслы — для каждого свои.

— Вы сказали о философском содержании искусства, в силу этого не могу не спросить: а что вас привело к Малевичу? Это я уже о вашей диссертации говорю.

— Да, «Творчество и мифотворчество Казимира Малевича». Меня очень заинтересовало то, как этот человек «раскручивал» сам себя, из ничего делал нечто. Ведь получилось же так: при практически полном неприятии его творчества «простым русским человеком» в мире он считается самым известным русским художником. Именно он, а не Репин, Суриков или Серов. Вот как ему удалось себя так приподнять? Именно это я и хотела выяснить, принимаясь за диссертацию.

— И вы нашли ответ на этот вопрос?

— Думаю, да. Человек целенаправленно и грамотно делал свой пиар. Очень грамотно парился — его пример может служить учебником для любого художника, как себя «раскрутить». В этом смысле Малевич действительно совершенно гениален. При этом он создал философскую концепцию своего творчества, эти его писания о супрематизме вообще не имеют никаких аналогов. Там было и что почитать!

— Не думаю, что это просто…

— Очень даже не просто! Возможно, заумно. Но некоторые весьма именитые философы находят, что это гениально. Я себя великим философом не считаю и рассматриваю его жизненный и творческий путь с точки зрения художника, хотя и в рамках диссертации по культурологии. Малевич, видимо, понял, что «обычное» искусство его не прославит и он там нового слова не скажет, выделиться на общем фоне не сможет.  Значит, нужно было искать пути, как сказать такое и так, чтобы навсегда остаться в истории искусства. И это ему удалось.

— И одной из таких его находок стал пресловутый «Черный квадрат»?

— Да он же так и писал, что, мол, я поставил точку в мировой живописи. Но, честно скажу, судя по современным художественным музеям, и у нас, и за рубежом, с ним придется согласиться — Малевич совершенно прав. Может, он, как художник, не столь и велик, но он путь искусства показал и свою точку на нем в самом деле поставил…

— Насколько я знаю, вы сейчас в Севастополь прибыли чуть ли не прямиком из Англии?

— В городе Рочестер в начале августа я открыла свою выставку, и она будет идти до конца сентября, а мы с дочкой получили хорошую возможность помотаться по стране, посмотреть музеи, выставочные залы… Знаете, что интересно? Практически все английские музеи — с бесплатным посещением. Хотя те немногие, где за вход надо платить, видимо, самые дорогие в мире. Самый неожиданный для меня вывод — а я, как человек патриотически настроенный, не слишком хорошо относилась к англичанам, геополитическим противникам — у наших народов достаточно много общего. Прежде всего, это готовность и способность к неожиданным, небанальным решениям и действиям. И они, и мы. Может, это сходство и определяет извечное противостояние.  Никакой враждебности или предвзятости в Англии лично я не ощущала. Может, просто я общалась в весьма интеллигентной среде… Правда, спросили меня, как у нас с продуктами питания. Они, видимо, всерьез полагают, что мы тяжко страдаем без привозного сыра. Пришлось их разочаровать. А вообще — впечатление от Англии осталось хорошее. Кстати, там отличный климат, совершенно севастопольский. (Смеется).

— Чего ждете в ближайшее время? Над чем работаете?

— У меня грядет юбилей, и в мае будущего года у меня будет персональная выставка в Санкт-Петербурге. Для тех, кому интересно: 7 мая 2019 года, Петербург, ул. Большая Морская, 37, Союз художников. Только внимание, севастопольцы: это питерская Большая Морская! (Смеется). А если серьезно, предстоит очень напряженный труд, в планах создание ряда живописных работ, которые должны быть выставлены там. Поэтому сейчас спешу зарядиться силами здесь, в Севастополе! У теплого моря!

В рамках проекта «Интервью в Севастополе» литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова