Судьба севастопольских рынков зависит от Заксобрания

Какая судьба ждёт четыре крупнейших рынка Севастополя? Что будет с ними через полтора года, если для реконструкции и строительства новых зданий не найдут инвестора? Эти вопросы стали темой обсуждения сразу на двух «круглых столах». В правительстве города и в Законодательном собрании. Наши корреспонденты побывали на обоих заседаниях. Какие решения предложены предпринимателям?

Законопроект о предполагаемом плане приватизации госимущества стал темой «круглого стола» в Заксобрании. Но фактически горячее обсуждение свелось к судьбе севастопольских рынков. Предложений было много, в том числе, ликвидировать часть торговых, а значит и рабочих мест, чтобы привести их в надлежащий вид.

«Возьмём 5-й километр, наверно, второй десяток лет он существует. И я бы сравнил это с Шанхаем. Въезжаешь в город — и Шанхай, — говорит депутат Законодательного собрания Севастополя Илья Журавлёв. — На Центральном рынке сегодня большими буквами написано «Центральный колхозный рынок». Что мы имеем в натуре? В натуре мы имеем, кроме продуктов питания, мы имеем ещё продукты из Китая, «вещевые продукты». Я считаю, что вещевой рынок там существовать не должен».

Дело в том, что по федеральному закону к 2020-му году все рынки должны иметь вид капитальных строений. И предприниматели — не против.

Четыре рынка: «Центральный», «Юмашевский», на 5 километре и «Птичий» находятся в ведении ГУП «Управляющая компания торгово-розничных комплексов». Предприятие прибыльное и за прошлый год заработало порядка 46 миллионов рублей. Но на реконструкцию этих рынков, по предварительным подсчётам, требуется более 500 миллионов рублей. Таких средств у компании нет. В городском бюджете они тоже не заложены. К слову, на эти деньги можно построить три детских сада и ещё порядка 40 детских площадок. Но выход есть — приватизация ГУПа и преобразование его в акционерное общество. В таком случае к реконструкции рынков можно привлечь инвесторов или коммерческие кредиты. Но депутаты на «круглом столе» в Заксобрании этот вариант назвали «разговором ни о чём».

«А что у них есть, кроме корочек управляющего и куска земли, на котором они распределяют? Ничего там нет, по большому счёту. Приватизировать-то, по большому счёту, здесь нечего, а если нечего, то и разговор ни о чём», — считает депутат Заксобрания Виктор Посметный.

Если же до 2020 года рынки не будут соответствовать закону, то есть располагаться в зданиях, соответствующим всем требованиям безопасности и санитарным нормам, то их просто закроют. Прозвучало другое предложение предпринимателям: самим собраться и заняться дорогостоящей реконструкцией. Но в итоге решения на «круглом столе» так и не нашли. На том и ушли предприниматели — с волнением за свои рабочие места и будущее.

В то же время реальное решение, как спасти четыре крупнейших рынка Севастополя, нашли на заседании рабочей группы в правительстве города. Руководство ГУПа волнуется: сроки поджимают, на подготовку проектно-сметной документации и выполнение работ осталось всего полтора года.

«От действий управляющей компании напрямую зависит обеспеченность рабочими местами. Соответственно, для привлечения указанных средств, инвестиций нам необходимо провести эту реорганизацию, — сообщил замруководителя ГУП «Управляющая компания оптово-розничных торговых комплексов Севастополя» Александр Макеенко. — Необходимо провести большой объём капвложений к ограниченному сроку. Уже практически полтора года осталось на приведение рынков к капитальной форме. И если такое решение не будет принято, то, соответственно, мы не сможем провести эту реорганизацию, и рынки, как несоответствующие требованиям пожарной безопасности, будем об этом говорить откровенно, не смогут обеспечивать нормальное функционирование».

На данный момент единственное решение — приватизация и реорганизация ГУПа и поиск инвесторов. На работу предпринимателей это не повлияет, заверил руководитель ГУПа, рабочие места все сохранят, плата за аренду не изменится. Новыми станут только помещения рынков — на старых местах. При этом даже в форме акционерного общества рынки останутся городскими. Один из важнейших моментов: имущество предприятий после реорганизации остаётся в госсобственности. И это доказала реализация закона о прогнозном плане приватизации за прошлый год.

«Фактически мы закрепляем то имущество, которое было у предприятия на праве хозяйственного ведения, и они также несли ответственность за свою деятельность, за результаты своей деятельности своим имуществом. Мы закрепляем теперь у них в собственности, но сами предприятия — 100 процентов находятся в собственности государства», — пояснил заместитель губернатора Севастополя Илья Пономарёв.

Какова же эффективность реорганизации ГУПов? Результаты в цифрах за 2017 год: преобразованы в хозяйственные общества семь государственных предприятий. Если раньше убытки управляющих компаний в сфере ЖКХ были 76 миллионов рублей, то после приватизации ГУПов показатели ждут иные.

«При планировании финансовой деятельности на 2018 год — мы убеждены в результатах, что мы их достигнем — у нас получается, что мы выходим в прибыль 23 миллиона рублей по всем управляющим компаниям. Из них 95% прибыли обеспечиваются приватизированными предприятиями», — рассказал заместитель директора департамента городского хозяйства Севастополя Эдуард Кольцов.

Цифры подтверждает реальная работа. У коммерческих компаний не только финансовые показатели выше. Но и качество работы: им не нужно заключать самые дешёвые контракты, как государственным.

«Что для города важнее, ещё более важно — что темп выполнения задач по благоустройству территории, по выполнению отдельных работ, он у предприятий, реорганизованных в хозяйственные общества, также выше, чем у оставшихся в форме государственных предприятий», — говорит Илья Пономарёв.

Например, ООО «Управляющая компания», которое обсуживает дома в Ленинском районе, было приватизировано в январе этого года. Пока была ГУПом, провести торги и закупить материалы порой не могли целый год. Сейчас на это надо всего 12 дней. По-простому, наконец, приступили к ремонту крыш и подъездов в домах.

В 2018 году количество ГУПов в Севастополе должно сократится на 75%. Однако, при всех плюсах, пока по показателям приватизации госимущества Севастополь скорее в числе отстающих регионов страны. При том, что президентом России поставлена задача развивать конкуренцию.

К тому же во время подготовки ГУПов к приватизации выявляют неучтённое имущество. Его ставят на баланс города. В плане на срок до 2020 года приватизация 12-ти государственных унитарных предприятий — семи пакетов акций в хозяйственных обществах и пяти объектов иного имущества.

«Предложение, которое правительство внесло в Законодательное собрание, по реорганизации предприятий из формы государственного унитарного предприятия в хозяйственные общества, подкреплено практикой: более эффективной работой реорганизованных предприятий, — говорит Илья Пономарёв. — В ходе реорганизации инвентаризируется и полностью ставится на учёт всё имущество, и предприятия, действительно, начинают работать как реальные экономические субъекты».

Но, пожалуй, из всего списка ГУПов — самый острый вопрос, решение по которому нужно принять как можно быстрее, это приватизация «Управляющей компании оптово-розничных комплексов». Ведь если не будет инвестора, к 2020 году Севастополь лишится четырех крупнейших рынков. И их судьба сейчас полностью в руках Законодательного собрания: примут ли депутаты закон о прогнозном плане приватизации и дадут шанс на развитие рынков или так и оставят предпринимателей беспокоиться, что будет с их рабочими местами через полтора года.

Марина Кравцова