Учёные продолжают исследование уникальной пещеры в районе трассы «Таврида»

Исследование пещеры в районе строящейся трассы «Таврида» продолжается. Ученые из Института археологии Российской Академии Наук совместно с коллегами из Крымского федерального университета имени Вернадского пока не обнаружили следов пребывания человека под землёй.

Самую длинную пещеру предгорного Крыма — протяжённость более километра — обнаружили при строительстве новой трассы «Таврида» в Белогорском районе. До этого рекордсменом полуострова считалась 500-метровая Таврская пещера в Бахчисарайском районе.

«Для пещер предгорного Крыма это уникальная пещера по размерам, по морфологии, с огромной галереей, высотой до 12 метров, — рассказывает председатель совета Российского союза спелеологов Геннадий Самохин. — Происхождение пещеры для Крыма нетипично, потому что на этом участке особенности геологии в том, что есть пески, на которых находятся известняки. И сквозь пески поднималась вода и образовала лабиринчато-сетчатую структуру галереи».

Учёные уже прошли по основному ходу пещеры. Несмотря на то, что высокая влажность и низкое содержание кислорода усложняют пребывание исследователей под землёй, палеонтологам удалось обнаружить фрагменты костей и зубов древних животных. Ориентировочно, звери жили здесь около 100 тысяч лет назад.

«Сохранность костей достаточно хорошая, и мы надеемся, что можно будет уже в лабораторных условиях сделать более тщательный анализ. Прежде всего, палеонтологи делают свои заключения. Они определяют видовой состав животных, и на основании этого все выводы, которые сейчас предварительно даются о возрасте этого комплекса, основываются на видовом составе животных», — говорит старший научный сотрудник Института археологии РАН Константин Гаврилов.

Признаков первобытных людей в пещере пока не нашли. Но работу в этом направлении не прекращают.

«Если говорить об этой пещере, то наша задача — не только сейчас, в данный момент, провести эти исследования, но и думать на перспективу, — продолжает Гаврилов. — Необходимо сосредоточиться в будущем на поиске древнего входа в эту пещеру. Потому что, по опыту исследования такого рода памятников, люди селились всё-таки перед входом, на предвходовой площадке. Если нам улыбнётся удача, удастся найти такой участок».

И вот первый результат поисковых работ на поверхности пещеры: небольшой кремниевый скол. По мнению учёных, это могут быть отходы производства при создании каменного орудия.

«Самый главный вывод: это место в древности было если не обитаемо, то посещаемо. А значит, шансов найти следы человеческой деятельности в пещере становится больше», — считает ведущий научный сотрудник института археологии РАН Михаил Жилин.

В ближайшее время здесь планируют организовать комплексную экспедицию с участием спелеологов, палеонтологов, археологов, палеоботаников и специалистов по радиоизотопному датированию. Специалисты помогут узнать точный возраст образования карстовых полостей, а также определить, какой была экологическая ситуация в этом районе тысячи лет назад.

«Такой объект можно исследовать очень долго, слава Богу, само это местонахождение палеонтологическое — за пределами строительства трассы, и есть возможности достаточно длительно и тщательно здесь работать», — говорит старший научный сотрудник Института археологии РАН Константин Гаврилов.

Научные сотрудники отметили: в районе трассы «Таврида» памятников каменного века обнаружено много. И Крым сейчас становится одним из самых перспективных регионов для поиска древних стоянок и артефактов.