В «Херсонесе Таврическом» выполняют поручение президента

12 сентября в музее-заповеднике «Херсонес Таврический» откроется Международная научная конференция «Свято-Владимирские чтения», приуроченная к 1030-летию крещения Руси. А 20-го сентября научное мероприятие сменит культурное — на сцене в Херсонесе выступит уникальный итальянский оркестр саксофонов, сыграют лучшие мелодии итальянского кино. Государственный музей-заповедник «Херсонес Таврический» уже стал одним из культурных и научных центров страны. Всё лето здесь проходят масштабные фестивали. Преображается и сам музей: здесь появляются интерактивные площадки. Он становится комфортным для посетителей и доступным для всех жителей. Но есть и критики столь значимых для Севастополя проектов. Как делают интересной историю, как бережно относятся к каждому камню Херсонеса и кому это не нравится — выясняли наши корреспонденты.

«Херсонес Таврический» — не только памятник культурного наследия. Это особое, сакральное место для народа России. А сегодня он стал одним из центров культурной и духовной жизни не только Севастополя, но и всей страны. Этим летом прошёл уже второй фестиваль «Опера в Херсонесе», на котором присутствовал президент России. А в 2017-м здесь же Владимир Путин дал ряд важный поручений, одним из них было создание Исторического парка «Херсонес Таврический».

«Была создана «дорожная карта», подписанная министром культуры Мединским, о создании этого парка. Очень много поручений выполняется гуманитарным фондом «Россия — моя история», — говорит директор музея-заповедника «Херсонес Таврический» Светлана Мельникова.

С 28 июля и до октября в «Херсонесе» проходит масштабный фестиваль, насыщенный событиями. Его подготовку и организацию фонд «Россия — моя история» взял на себя. На создание такого подарка для севастопольцев и туристов потребовалось немало времени и средств. Были сделаны дорожки из деревянных настилов, установлены лавочки, информационные таблички — не дешёвый пластик, а бронза, чтобы соблюсти стилистику исторического места. Установлена современная сцена и амфитеатр для зрителей. Проект проходил длительное согласование: свои оценки давали ведущие эксперты страны по всем направлениям: археологическому, архитектурному, инженерному. Коррективы вносило Министерство культуры.

«Вот дорожка, по которой мы идём, — это настояние Министерства культуры. Хотя первоначально была в проекте небольшая подсыпка, которая не отличалась бы от внешней среды, была бы гармонична с видом древних стен, — говорит Мельникова. — Но в связи с маломобильными группами населения и прокладкой инженерных коммуникаций, министерство дало рекомендацию, чтобы сделать деревянные настилы, которые, может, не всем и нравятся».

В итоге утверждённый на самом высоком уровне проект и реализовали в «Херсонесе» под чутким контролем сотрудников, которые контролировали выполнение. Нововведения сделали музей доступным для людей с ограниченными возможностями здоровья и комфортным для всех посетителей.

«То, что раскапывают наши учёные, то, о чём они пишут, — всё это направлено на сохранение национального самосознания, на понимание того, в какой мы стране живём, какие глубинные корни нами движут. И музей — это как раз то хранилище, которое этим занимается. Но неиспользование современных форм, несоздание условий для постижения того наследия, которое мы храним, — это просто глупо», — считает директор «Херсонеса Таврического».

Однако не все оценили подарок и преобразования. В сети появились критические статьи. К вопросу подключились депутаты. Некоторые критики утверждали, что конструкции возведены с нарушениями. Портят облик музея и разрушают культурный слой. Однако реальных доказательств предоставлено не было. В то время как подтверждения тому, что всё сделано по проекту, одобренному экспертами, повсюду. Кипарисы, которыми украсили площадку, в деревянных кадках — тоже временные. Всё потому, что в землю Херсонеса лопату воткнуть нельзя без разрешения. И дерево посадить тоже. Удивительная по красоте подсветка стен тоже сделана так, чтоб не затронуть историческую землю.

Все конструкции, в том числе и деревянные настилы, даже новые указатели всё сделано по специальным технологиям с прокладкой геотекстиля. Исторической почвы эти конструкции даже не касаются.

В тоже время, во время подготовки к фестивалю были сделаны значимые для музея, исторически важные вещи.

«По проекту, который был сделан на деньги ФЦП, была отреставрирована 19-я куртина, — говорит Светлана Мельникова. — Этот вопрос не решался с 90-х годов. Реставрирована на высоком профессиональном уровне. И для меня это, как для директора, ну просто колоссальная радость и удача».

А от Министерства культуры есть ответ, что нарушений при подготовке к фестивалю не выявлено.

«У нас была проверка из ЮФО. Приезжали специалисты, смотрели документы, выходили на место, фотографировали — нарушений не нашли», — говорит заведующая отделом охраны и учёта объектов культурного наследия музея-заповедника «Херсонес Таврический» Наталья Бескоровайная.

Гости Херсонеса новшества поддерживают. И говорят: музей должен развиваться.

Конструкции сооружали не только для удобства посетителей. Деревянные павильоны с интерактивными экранами — образовательный компонент. Это — рассказ от истории Севастополя от античности до наших дней. Когда фестиваль закончится, судьбу конструкций решат эксперты.

«Здесь будут присутствовать и представители российского ЮНЕСКО, ИКОМОС — это организация защиты памятников, конечно, Министерства культуры, специалисты музея-заповедника. Всесторонне будет рассматриваться ситуация: какие элементы фестиваля могут быть оставлены в «Херсонесе Таврическом» и использоваться в дальнейшем, а какие — подлежат разборке. Это обычная современная практика», — говорит директор музея-заповедника.

Однако уже сегодня ясно: «Херсонес Таврический» — это совершенно особенное культурное явление, где и опера звучит иначе, и балет выглядит особенно торжественно. И такие значимые для Севастополя проекты, как развитие музея-заповедника, делают наш город центром культурной жизни. Но главное, в первую очередь, — берегут историю, и Херсонес, становясь лучше, остаётся всё тем же историческим местом.