«Весь прошлый сезон мы были с Богом, и Он нам помогал» (Григорий Лифанов)

Наш собеседник — главный режиссер Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского Григорий Лифанов

Так уж само собой получилось, что октябрь дал в нашем цикле интервью такой «театральный крен». Во-первых, один из лучших театров Юга России (кто осмелится сказать, что это преувеличение?) — наш «Луначарский» — открыл свой 108-й сезон. Причем сезон предыдущий был исключительно успешным, планку снижать нельзя. Во-вторых, об интервью с Григорием Алексеевичем мы договаривались очень давно, чуть ли не год назад.  Но момент удачный выпал лишь сейчас. Итак, заветная лавочка на Платановой аллее…

— Я знаю, вы только-только из Екатеринбурга вернулись, причем с работы, а не с отдыха?

— Вообще-то я живу на три дома — семья в Москве, работа в Севастополе и Екатеринбурге.  Екатеринбургский ТЮЗ — очень известный театр; мне предложили стать его художественным руководителем в декабре прошлого года, и я согласился. Там много хороших людей работает, друзей по моей прежней уральской жизни. Конечно, ощущается нагрузка, не без того, но мой случай не уникален. В России сегодня обычная практика, когда режиссер берет на себя ответственность за несколько театров.

Средства коммуникаций, мобильной связи сейчас настолько развиты, что легко решать даже непростые проблемы на расстоянии. Многие организационные вопросы, репертуарная политика — все это решается и вырабатывается без необходимости непременно находиться, так сказать, «на месте», дистанционно.

Договоры, переговоры — скайп есть в конце концов. А постановки — ну вот был у меня отпуск полтора месяца, я за это время поставил спектакль там, в ТЮЗе, «Сказка о потерянном времени». Это Евгений Шварц, но в обработке Анны Богачевой. Она хороший детский писатель, нам было очень комфортно вдвоем работать, в режиме постоянного общения: использовали импровизацию актеров, тут же правили текст. Энергетика спектакля очень хорошая. Кстати, повезло с творческой группой, пришел новый музыкальный руководитель в ТЮЗ, молодой композитор Александр Жемчужников. Он написал оригинальную музыку к спектаклю. Мы говорим именно «музыкальный спектакль» и сознательно уходим от слова «мюзикл», потому что мюзикл имеет другие законы, это иной жанр, а мы шли по принципу создания советских музыкальных фильмов и музыкальных спектаклей. Отзывы о спектакле нашем самые лестные. Билеты распроданы до февраля. Так что в Свердловске все сложилось более чем успешно.

— Но и здесь же, в Севастополе, начался сезон, отпуск закончился, отдыха не было — с корабля на бал?

— Я уже привык в таком ритме работать! И если возникают какие-то паузы с «простоем» на неделю-две, то я уже просто не нахожу себе места.

— У вас же, что меня особо впечатлило, были еще в биографии и Вьетнам, и Чехия, и Польша?

— Да. И Германия, и Швейцария! Вьетнам, Польша и Чехия — больше по линии педагогической. Я же 15 лет преподавал во ВГИКе актерское мастерство. Работал в мастерских Ясуловича, Баталова, Хотиненко, Фокина. И именно по линии педагогической при Академии театра и кино в Ханое набрали курс, я был руководителем этого курса.

— Ну и как они, вьетнамцы?

— Сложно очень, даже не ожидал, что настолько сложно. Там сейчас активно развивается кино… Дело в том, что вся актерская театральная культура Вьетнама построена на непривычной нам очень яркой мимике. Кино этого не любит. Моя задача была убрать внешнюю экспрессию и научить вьетнамцев работать в системе Станиславского. Играть не руками и гримасами, а душой, не внешними эффектами, а чувствами, идущими изнутри.

Но курс наш разошелся хорошо, большой курс, 30 человек — много актеров, много телеведущих. Я с ними занимался четыре года. Конечно, не изо дня в день, а наездами, на месяц, с очень интенсивным погружением в работу: с утра до ночи.

— Вы сказали, что работали с Игорем Ясуловичем. Это один из самых моих любимых актеров — талант исключительного диапазона. А что он как человек?

— Сейчас Игорь Николаевич уже приближается к восьмидесяти… Он даже не просто умный, а мудрый человек. Огромная интеллигентность. Глубокая порядочность. И замечательный учитель!

— Говорят, очень взрывной?

— Как любой актер… Взрывной, конечно. Но его внутренняя культура, истинная интеллигентность не дают ему перейти какие-то рамки. Это будет взрыв и гнев очень мудрого учителя — вот что тут главное. Пятнадцать лет я иду рука об руку с этим человеком и считаю, что это счастье. Счастье быть его учеником. Студенты, которые у него выпускаются, в первую очередь — очень хорошие люди. Замечательная человеческая школа. Это для актера важно: человеколюбие для него одно из самых важных профессиональных и личностных качеств. Без любви к людям — коллегам, авторам, режиссерам и зрителям — это будет кто угодно, но не актер. Грош такому цена.

— Чего ждем в 108-м сезоне у «Луначарского»? Начинаем с «Кьоджинских перепалок» Карло Гольдони?

— Да, репетиции идут полным ходом.

— А чего такой странный выбор? Просто музыкально, зрелищно и костюмно?

— Во-первых, морская тема. Это всегда близко Севастополю, хотя там речь об итальянских рыбаках XVIII века — Кьоджа в восьми милях от Венеции. Во-вторых, действительно — веселые ситуации, костюмы, интрига.

Мы планируем свою репертуарную политику так, чтобы у нас классика глубокая, серьезная дополнялась классикой, но развлекательной. Иногда посредством такой классики можно и пошутить, и похулиганить.

 — Истину царям с улыбкой говорить?

— Почему нет? В конце концов правильно ведь сказано: делу время, потехе час. Нельзя театру быть постоянно нравоучительным и серьезным.

У нас ведь в прошлом сезоне были исключительно серьезные спектакли. «Идеальная любовь» — это вообще разговор о Боге. «Мастер и Маргарита» — глубокое философское произведение, где каждый зритель увидит и получит то, к чему он сам интеллектуально готов.

А «Кьоджинские перепалки» — поиграем со зрителем, похулиганим чуть-чуть, дадим нашим артистам немного отдохнуть, переключиться. Будут замечательные актерские работы — сами увидите.

— Мы коснулись «Мастера и Маргариты», спектакля, который у вас идет триумфально… Представляю, как, наверное, вас утомили этим вопросом, но осмелюсь все же спросить: во время работы, после нее, по ходу спектаклей — мистика какая-то была?

— Бог миловал. Мы всегда говорим о Боге. Весь прошлый сезон мы были с Богом, и Он нам помогал. Мы пережили и отработали замечательный сезон, яркий, мощный, эмоциональный. Все были в работе, все были загружены работой. И для технических, и для творческих людей театра это исключительно важно — занятость, востребованность без простоев.

А что касается мистики… Я уже говорил как-то, что в нашей жизни мистика почти всегда зависит не от черта и не от Бога. Она всегда зависит от людей. И если что-то случается плохое, ищите самые земные объяснения: от глупости и безалаберности до простой подлости. Если же случается что-то «мистически хорошее» — значит, просто хорошие люди хорошо работают. (Смеется)

— Это, как я понимаю, называется в философии «бритва Оккама»?

— Наверное, так… Вот мы смеемся в спектакле «Мастер и Маргарита» над словами «Кто же управляет жизнью человеческой и всем вообще распоряжается на земле? — Сам человек и управляет», а ведь это — ПРАВДА. Свои беды и победы ищи внутри себя. И, кстати, роль личности в истории никто не отменял…

Биография

Григорий Алексеевич Лифанов родился 8 июня 1966 года в городе Североуральске Свердловской области.

Окончил актерский факультет РАТИ-ГИТИС (мастерская И.И. Судаковой) и режиссерский факультет (мастерская М. А. Захарова).

Окончил ВТУ им. Щукина, аспирантуру по творческо-исполнительским дисциплинам («Мастерство актера»), научный руководитель А.Г. Буров.

С 1989 по 1993 и с 1997 по 1999 — актер и режиссер Малого драматического театра г. Екатеринбурга. В 1997-1999 — арт-директор и главный режиссер театра «Камерная сцена» в Екатеринбурге. В 1997-1999 — старший преподаватель кафедры актерского мастерства Екатеринбургского государственного театрального института.

С 2003 — доцент кафедры актерского мастерства ВГИК им. Герасимова.

Работал во Вьетнаме, Польше, Чехии, Германии, Швейцарии.

С августа 2015 — главный режиссер Севастопольского академического русского драматического театра им. А.В. Луначарского.

Лауреат многочисленных театральных наград и премий.

В рамках проекта «Интервью в Севастополе»
литературного редактора информационного агентства
Игоря Азарова