«Я работал всю жизнь для детей и на детей» (Владимир Исаков)

Наш собеседник — детский тренер по дзюдо, мастер спорта Владимир Исаков

В августе надо говорить о детях. Лето заканчивается, в школах сейчас пойдут августовские педсоветы, на носу — начало учебного года. Какими мы хотим видеть своих детей? Здоровыми, сильными, умными. Мы хотим, чтобы воспитанием и здоровьем наших детей занимались самые лучшие, самые опытные, самые ответственные люди. К счастью, такие люди в Севастополе есть. С Аидой Менановой мы говорили о том, как можно помочь больным деткам. С Максимом Виноградовым речь шла о том, как можно помочь деткам технически одаренным. С Владимиром Исаковым мы говорим о самых первых шагах ребенка в спорте.

Биография:

Владимир Георгиевич Исаков родился 14 сентября 1963 года в Донецке.

Окончил Киевский государственный институт физкультуры.

Детский тренер по дзюдо, мастер спорта по кикбоксингу, инструктор Международной федерации кэмпо-карате и кобудо.

Победитель Кубка Европы 2007 года по кэмпо и кобудо.

Жизненный девиз: «Начните искать в жизни хорошее, и она будет предлагать вам его больше и больше».

— Владимир Георгиевич, вы занимаетесь с малышами. С чего начинаете, чему их учите?

— Начинаем с элементарного: дисциплина. Учу, что нужно, например, когда заходишь в зал, говорить «Здравствуйте!», а не «Привет!» или вообще молчать, что нужно, покидая зал, всем сказать «До свидания!» Если трудно выговорить «Владимир Георгиевич», можно просто сказать «тренер», учу, что к старшим нужно обращаться на «вы». Уже я не говорю про «спасибо» и «пожалуйста». Вы можете удивляться, но для некоторых малышей все эти слова — как откровение. У них дома такие слова, видимо, звучат нечасто…

Учу, чтобы малыши не дрались, делились игрушками, когда играют, чтобы все свои конфликты разрешали без слез, воя и кулаков. Важно сразу приучить детей не опаздывать и работать, ведь тренировка — это их работа, может, не всегда простая, но интересная и посильная. Уж если пришли — занимайтесь. Не можете, не получается — научим. Не хотите — всегда есть возможность уйти.

— Ну вот из пришедших, допустим, десяти малышей, сколько уйдет? Когда-нибудь вели для себя такую статистику?

— Вот это очень по-разному. Давайте сразу исходить из того, что чаще всего не желание самого ребенка определяет ситуацию. Дети слишком малы, с ними много возни — все зависит от родителей. А родители заняты работой или слишком увлечены собой. Им легче купить какую-нибудь игрушку, чтобы ребенок к ним просто не приставал. А возить на тренировки, забирать с тренировок — это, сами понимаете, требует сил и времени.

— Насколько дети трех-четырех лет мотивированы на тренировки, на состязания, на победу?

— Да никак они на это не мотивированы. И лишнее это. Они маленькие. Им все дается в игре. У нас программа обучения какая? Упражнения и необычные разминки, чтобы детям были интересно и понятно: «машинка», «обезьянка», «морской котик», «скорпион», есть парные упражнения, с поясом упражнения силовые, когда развиваются цепкость и сила малыша. Конечно, отрабатываются элементы самостраховки, чтобы не боялись падать… Надо постоянно помнить, что детки маленькие, еще очень слабые, нагрузка нужна в высшей степени щадящая и очень постепенно возрастающая.

Я смотрел, как другие тренеры работают с четырехлетками или детьми чуть старше — уже отрабатывается какая-то техника, приемы, начинаются соревнования, а это всегда разочарования, обиды и слезы, в том числе и у родителей. А у меня направление — показательные выступления, где нет победителей и проигравших. Дети выходят — не обязательно на каком-то спортивном мероприятии — и показывают свою работу, свои небольшие номера.

Моя цель — не воспитание из малышей чемпионов. Это бы порождало среди них конкуренцию. Зачем? В таком возрасте соревнования как минимум преждевременны. У меня номинации — «За лучшую технику», «За волю к победе», «За бойцовский характер». Практически каждый ребенок так или иначе отмечается. Поэтому мы проводим показательные выступления, у нас «демонстрационная команда». Мы выступаем в военных частях, на открытиях спортивных турниров, на День ВМФ выступали в «Ракушке» на Приморском бульваре, выступали на День ВДВ — принимают нас всегда очень хорошо.

— Детям нравится выступать перед публикой?

— Когда малыш первый раз выходит на сцену, он, как правило, сильно нервничает, даже иногда паникует. А потом — со временем — все это проходит, появляется уверенность в себе и своей команде. Это очень важно для маленького человека: уверенность своих силах и ответственность и за самого себя, и за общий успех.

— Ну вот представим себе: у меня есть детеныш трех или четырех лет, и я его к вам привел. Это какое же должно быть доверие к тренеру. В наш век, когда все у всех на подозрении. Согласны?

— Конечно. Я очень уважительно отношусь к родителям, которые доверяют мне своих детей. При этом мне не понятно, почему часть родителей хочет, чтобы их дети уже с трех или четырех лет изучали технику, силовые приемы, броски. Рановато! Гораздо важнее сейчас развить их физические силы и умственные способности — если они захотят заниматься уже как спортсмены, придет время и для этого, не все сразу. Я считаю свое направление верным.

В прошлом году японский телеканал TBS заинтересовался моей методикой. Они собирались в Севастополь приехать, даже привезти сюда олимпийского чемпиона по дзюдо, им интересно было то, что в моей методике для малышей сочетаются и элементы шоу, и программа физического развития. Но из-за санкций, как вы понимаете, с приездом у TBS ничего не получилось. Но уж если заинтересовались сами японцы, родоначальники дзюдо, то, наверное, я работаю правильно, начиная с самых азов. Методика, которую использую я, развивает малыша всесторонне, не зацикливая его на чем-то одном, у нас много творческого, именно развивающего. А в течение двух-трех-четырех лет, по нарастающей, малыш получит и все необходимые стартовые спортивные навыки, без дрессировки, не сразу, шаг за шагом. Как на Востоке говорят, кто мягко ступает, тот далеко продвигается на своем пути.

— Мы говорим о вашей методике — это как-то все уже в какую-то систему сведено? Какая-то, может быть, книжка есть?

— Если совсем коротко: это общефизическая подготовка с элементами единоборств. Я бы даже назвал то, чем мы с детками занимаемся, фристайл — свободный стиль. Нужно нам — взяли то или взяли это. Ребенку какие-то «результаты», «победы» не нужны не только в три года, лет до десяти точно не нужны. В СССР, когда я начинал работать, ребят выводили на соревнования только с пятнадцати лет, когда подросток уже начинает, простите, с головой дружить и осознает себя относительно взрослым человеком.

Вы спросили, есть ли книжка. Я перед собой не ставил задачи что-то написать как некий учебник. Конечно, какие-то общие правила или принципы есть, но дети все очень разные. На два десятка малышей никакая книжка советов не даст. Многое надо чувствовать не только умом, но и сердцем. Я полагаюсь на свои опыт и интуицию, тренерское чутье. Вот тут и начинается сразу моя главная проблема: считают, что я должен работать на какие-то эффектные показатели и готовить детей к соревнованиям. Я организовываю показательные выступления, а мне говорят: «Зачем? Вы пиаритесь! Для кого вы работаете: для детей или для себя?»

Видимо, для себя — у нас детки маленькие, они еще и уписаться, и укакаться, простите за такие натуралистические детали, могут — и я не считаю чем-то невозможным взять малыша на руки, помыть, переодеть… Мне говорят: «Тренер — не нянька!» Знаете, если это надо — да, и нянька тоже. Меня некоторые малыши воспринимают как второго папу… Я учусь многому у малышей, они учатся у меня. Работаю уже 28 лет — не надоело. Думаю, это моя жизненная миссия.

А то, что я показываю, — в Севастополе работаю три года — так мы уже выступили с малышами более сорока раз… Кому от этого плохо? Объясните мне. Приходилось слышать от некоторых коллег: «Мы вас не пригласим, наши дети такого не умеют!» А другой руководитель мне еще лучше сказал: «Мы не будем вас приглашать, мы растим патриотов, а у вас название команды — на английском языке!» Видимо, я воспитываю не патриотов… Нет слов!

— О чем мечтает детский тренер?

— Вы меня в трудной ситуации застали, не все сейчас просто. Я работал всю жизнь для детей и на детей, а не свое громкое имя, мне не нужны ни слава, ни пиар. Просто расскажу — и вы поймете. Когда мы выступали на День ВМФ, какой-то мужчина сказал: «Это отобрали со всего Севастополя одаренных детей!» Мне пришлось даже выступить: «Ребята, это не одаренные дети со всего города, это наша команда. Просто они работают. Да, много работают над собой, трудятся.»

Это правда, моим деткам нравится выступать. А через несколько лет, когда они подрастут, найдут свои выступления в Интернете — время идет быстро — и скажут: «Посмотрите, вот это же я!» Может, и меня добрым словом вспомнят.

Фотографии предоставлены Владимиром Исаковым.

В рамках проекта «Интервью в Севастополе» литературного редактора информационного агентства Игоря Азарова